Логопедическое обследование

Страница 7

Таким образом, при постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву.

К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Автоматизация звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звучания фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

При автоматизации звука в слогах нужно соединять закрепленный согласный с гласным А, Ы, О. У сначала в прямые слоги: СА, СЫ, СО, СУ, затем в обратные: АС, ЫС, ОС, УС, далее в слоги, где звук находится между гласными: АСА, АСЫ, АСО, АСУ, ЫСА, ЫСЫ, ЫСО, ЫСУ и т.д., и наконец, которые не нарушены у ребенка: СТА, СПА, СМА. СНЫ, СКО, СФУ.

Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр. Автоматизация звука в словах – это выработка навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается 30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т.е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные звуки (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах произносилась успешно, ребенку должно быть предложено не менее 60-90 картинок. В тетради ребенка на каждой странице логопед рисует по 6-8 картинок. За одно занятие дается 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизированного звука (произносится более длительно). Например, логопед говорит: «Я сейчас нарисую СССанки. Что я нарисую? – «СССанки». «Что я рисую?» - «СССанки». «Что я нарисовала?» - «СССанки». «какое слово мы напишем под картинкой?» - «СССанки». (Логопед подписывает картинку печатными буквами, выделяя автоматизированный звук определенным цветом). «Что ты дома будешь раскрашивать?» - «СССанки».

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение был автоматизированный звук, а не отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки.

Сначала логопед придумывает предложение, а ребенок повторяет его. Затем ребенок придумывает предложение, а взрослый записывает его в тетради над картинкой. Например, со словами сани, Соня, сова, собака затем составляются следующие предложения: Саня сломала сани. Соня сама ест суп. Сова сидит на сухом суку. Далее по наводящим вопросам ребенок сам придумывает предложение к картинке.

Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях логопед подготавливает соответствующий материал. Иногда он вместе с ребенком сам придумывает чистоговорки. Например: «Са – са – са – у Сони длинная коса», - говорит взрослый. Потом он называет слоги (са – са – са), а ребенок в рифму придумывает свое предложение.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Методические приемы использования мультимедийных средств обучения на уроках биологии
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложн ...

Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
Важную роль в развитии личности подростков, старшеклассников играет взаимосвязь ценностных ориентаций и музыкально-эстетического вкуса. Наверно не одной эстетической категории так не «повезло», как «вкусу», редко кто не знает поговорок и присловий с ним связанных: «О вкусах не спорят», «На вкус и ц ...

Особенности речевого развития детей с ЗПР
Речь детей с ЗПР младшего школьного возраста качественно отличается от речи нормально развивающихся сверстников и умственно отсталых детей. Анализ устной речи детей с ЗПР показал, что она удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматическ ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru