Логопедическое обследование

Страница 2

Исследование слуховой дифференциации отдельных звуков обычно проводится при помощи специально подобранных парных картинок, названия которых различаются одним проверяемым звуком (типа ПОЧКА – БОЧКА, РАК – ЛАК). Взрослый называет эти показанные ребенку картинки в неопределенной последовательности, не употребляя при этом никаких пояснительных слов, а ребенок лишь молча их показывает. Затруднения в показе могут свидетельствовать о неразличии данных звуков на слух. Ответы детей записываются в тетрадь с указанием числа обследования. При записи соблюдаются и недочеты произношения звуковых слов, на основании их и создается у проверяющего наличие состояния речи ребенка. После обследования составляется таблица состояния речи ребенка. В таблице отмечаются результаты работы логопеда над звукопроизношением ребенка в течение всего года. Для выявления возможных аномалий в строении артикуляторного аппарата нужно внимательно присмотреться к ребенку и предложить ему ряд несложные «процедур». Попросив его открыть рот, следует обратить внимание на «нормальность» строения его твердого и мягкого неба. Для выявления правильности прикуса предложить ему «показать зубки» - развести в стороны губы при сомкнутых зубах. (При этом верхние резцы должны примерно на 1/3 перекрыть нижние).

Для выяснения достаточности длины уздечки языка предлагается поднять язык на верхнюю губу и затем за верхние резцы.

При исследовании подвижности артикуляторных органов (языка, губ и нижней челюсти) ребенку предлагается выполнить ряд простейших движений, можно делать это перед зеркалом. Так, предложить ребенку вытянуть губы в трубочку («хоботок») и затем развести их в стороны («оскал»), высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот, поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю, отвести его в левый и правый углы рта

(с наружи рта), сделать язык широким и узким. Для выяснения подвижности нижней челюсти ребенку предлагается сначала широко открыть рот, а затем закрыть его.

В сложных случаях нарушения звукопроизношения, связанных с параличами (порезами артикуляторных мышц или с грубыми нарушениями анатомического строения речевых органов), в обследовании ребенка участвует не только логопед, Но и врач-невропатолог, отоларинголог и другие специалисты.

При правильной организации логопедической работы результат достигается при всех видах дислалии. При механической дислалии в ряде случаев он достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельностью, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющие избежать его утомления.

Логопедические занятия должны проводится регулярно, не менее 3-х раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда). Их нужно проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 мин) 2-3 раза в течении дня.

Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: от сложности дефекта; индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярных занятий, помощи со стороны родителей. В случае простой дислалии занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных – от 3 до 6 месяцев. У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, у младших школьников – быстрее, чем у старших.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще о педагогике:

Методические подходы к развитию детского декоративного творчества
В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Решению этой важной задачи способствуют занятия в детском саду по созданию разных декоративных изделий н ...

Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога
Профессиональная успешность социального работника определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими индивидуальными чертами: веселый характер, умение помочь, дружелюбие, вежливость, справедливост ...

Сложные случаи анализа ошибок
Для правильной трактовки специфических ошибок логопеду следует возможно более полно представлять все те трудности, которые приходится преодолевать ребенку при овладении письмом и которые не всегда обнаруживаются явственно. Каждая из смешиваемых в письме букв может одновременно смешиваться по разным ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru