Логопедическое обследование

Страница 2

Исследование слуховой дифференциации отдельных звуков обычно проводится при помощи специально подобранных парных картинок, названия которых различаются одним проверяемым звуком (типа ПОЧКА – БОЧКА, РАК – ЛАК). Взрослый называет эти показанные ребенку картинки в неопределенной последовательности, не употребляя при этом никаких пояснительных слов, а ребенок лишь молча их показывает. Затруднения в показе могут свидетельствовать о неразличии данных звуков на слух. Ответы детей записываются в тетрадь с указанием числа обследования. При записи соблюдаются и недочеты произношения звуковых слов, на основании их и создается у проверяющего наличие состояния речи ребенка. После обследования составляется таблица состояния речи ребенка. В таблице отмечаются результаты работы логопеда над звукопроизношением ребенка в течение всего года. Для выявления возможных аномалий в строении артикуляторного аппарата нужно внимательно присмотреться к ребенку и предложить ему ряд несложные «процедур». Попросив его открыть рот, следует обратить внимание на «нормальность» строения его твердого и мягкого неба. Для выявления правильности прикуса предложить ему «показать зубки» - развести в стороны губы при сомкнутых зубах. (При этом верхние резцы должны примерно на 1/3 перекрыть нижние).

Для выяснения достаточности длины уздечки языка предлагается поднять язык на верхнюю губу и затем за верхние резцы.

При исследовании подвижности артикуляторных органов (языка, губ и нижней челюсти) ребенку предлагается выполнить ряд простейших движений, можно делать это перед зеркалом. Так, предложить ребенку вытянуть губы в трубочку («хоботок») и затем развести их в стороны («оскал»), высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот, поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю, отвести его в левый и правый углы рта

(с наружи рта), сделать язык широким и узким. Для выяснения подвижности нижней челюсти ребенку предлагается сначала широко открыть рот, а затем закрыть его.

В сложных случаях нарушения звукопроизношения, связанных с параличами (порезами артикуляторных мышц или с грубыми нарушениями анатомического строения речевых органов), в обследовании ребенка участвует не только логопед, Но и врач-невропатолог, отоларинголог и другие специалисты.

При правильной организации логопедической работы результат достигается при всех видах дислалии. При механической дислалии в ряде случаев он достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия. Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельностью, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющие избежать его утомления.

Логопедические занятия должны проводится регулярно, не менее 3-х раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда). Их нужно проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 мин) 2-3 раза в течении дня.

Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: от сложности дефекта; индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярных занятий, помощи со стороны родителей. В случае простой дислалии занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных – от 3 до 6 месяцев. У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста, у младших школьников – быстрее, чем у старших.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще о педагогике:

Клавиатура компьютера
В настоящее время основным устройством ввода информации в компьютер является клавиатура. С помощью ее клавиш можно вводить текстовую и управляющую информацию. Существует большое разнообразие видов клавиатур. Однако структура их и назначение клавиш одинакова. Клавиши и их сочетание позволяют выполня ...

Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) дол ...

Особенности генетики как учебной дисциплины
Известно, что формирование генетики как научной дисциплины относится к началу ХХ в., когда были переоткрыты законы Менделя, появились понятия ген, фен, мутация. Затем в течение последующих 20-30 лет при многих университетах возникли кафедры генетики, началось преподавание этой дисциплины, стали вых ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru