Логопедическое обследование

Страница 6

Третий способ – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей логопеду, что следует делать в том или ином случае, ему необходимы определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять намеченное.

Постановка звука – это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильных сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, логопед на первых порах говорит ребенку, какой звук хочет получить, а называет звукоподражание.

Например, при постановке звука З логопед, создавая правильную артикуляционную базу, говорите ребенку: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы, чуть приоткрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок» и дай голос. Если ребенок выполняет все инструкции правильно, у него получается чистый звук З. (Если он искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции). Как только логопед услышит правильно произносимый звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко звонит звонок? Еще раз так позвони». Когда звук будет поставлен, логопед соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит, так же как я произношу ЗЗЗ. Скажи и ты длительно звук З: ЗЗЗ».

Для каждого звука, который ставит логопед, он должен подобрать предметную картинку, символ и перерисовать ее в тетрадь ребенка. Поскольку звук для ребенка – предмет абстрактный, картинка – символ, должна по двум-трем параметрам соответствовать этому звуку, чтобы ребенку легче было их соотнести, а в дальнейшем и запомнить картинку, обозначающую этот звук.

Звукоподражание, которое мы соотносим с предметом (или животным, птицей) изображенным на картинке, также должно напоминать нужный звук. Например, РРР – рычит тигр, ЖЖЖ – жужжит жук и т.п.

В названии предмета (животного, птицы) или действия, им производимого, должен звучать соответствующий звук. Например: З – Звонок, Ч – кузнеЧик стрекоЧет и т.д. желательно, чтобы картинка-символ была соотнесена с движениями основных определенных движений артикуляционного аппарата, подсказывала ребенку направление движений. Например, воздух из шланга насоса выходит вниз, и кончик языка опущен за нижние зубы (звук С), жужжит пчела – кончик языка поднимается вверх (звук Ж).

Картинку-символ ребенок раскрашивает. Логопед так подбирает цвет карандаша, чтобы в названии цвета тоже был данный звук или же чтобы цвет отражал какой-либо артикуляционный признак звука. Например, для раскрашивания картинки с жуком (звуком ребенку предлагается желтый карандаш, картинки с тигром (звук Р) – оранжевый, картинки с насосом (звук С) – синий - кроме наличия звука С в названии, этот цвет холодный, как струя воздуха, образующаяся при артикуляции С).

Очень важно, чтобы изображение предмета на картинке по форме напоминало соответствующую букву. Картинки-символы для каждого звука должны быть постоянными, чтобы не дезориентировать детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная проблема"
Проблемное обучение не является абсолютно новой дидактической системой. Опытными педагогами всегда использовались элементы творческого поиска обучающихся при овладении разными отраслями знаний. Разработка идей проблемного обучения в конце прошлого века стала реакция на "пассивные" методы ...

Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с ФФНР
На заключительном, контрольном этапе, нами были проведены проверочные работы для оценки результатов примененного комплекса занятий. Детям предлагались для решения три сложные задачи на разностное сравнение: Задача 1. «За ужином дети съели 7 пирожков, после чего их осталось 11. На сколько больше пир ...

Развитие конструктивных умений у дошкольников в процессе изготовления подвижных игрушек
Исследуя данную проблему психологической, методической, педагогической литературы нами было установлено, что педагоги отмечают влияние конструирования на развитие конструктивных умений и навыков у дошкольников. Т.К. Комарова описывает методику обучения конструированию с бумагой начиная со средней г ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru