Логопедическое обследование

Страница 6

Третий способ – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей логопеду, что следует делать в том или ином случае, ему необходимы определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять намеченное.

Постановка звука – это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильных сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, логопед на первых порах говорит ребенку, какой звук хочет получить, а называет звукоподражание.

Например, при постановке звука З логопед, создавая правильную артикуляционную базу, говорите ребенку: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы, чуть приоткрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок» и дай голос. Если ребенок выполняет все инструкции правильно, у него получается чистый звук З. (Если он искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции). Как только логопед услышит правильно произносимый звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко звонит звонок? Еще раз так позвони». Когда звук будет поставлен, логопед соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит, так же как я произношу ЗЗЗ. Скажи и ты длительно звук З: ЗЗЗ».

Для каждого звука, который ставит логопед, он должен подобрать предметную картинку, символ и перерисовать ее в тетрадь ребенка. Поскольку звук для ребенка – предмет абстрактный, картинка – символ, должна по двум-трем параметрам соответствовать этому звуку, чтобы ребенку легче было их соотнести, а в дальнейшем и запомнить картинку, обозначающую этот звук.

Звукоподражание, которое мы соотносим с предметом (или животным, птицей) изображенным на картинке, также должно напоминать нужный звук. Например, РРР – рычит тигр, ЖЖЖ – жужжит жук и т.п.

В названии предмета (животного, птицы) или действия, им производимого, должен звучать соответствующий звук. Например: З – Звонок, Ч – кузнеЧик стрекоЧет и т.д. желательно, чтобы картинка-символ была соотнесена с движениями основных определенных движений артикуляционного аппарата, подсказывала ребенку направление движений. Например, воздух из шланга насоса выходит вниз, и кончик языка опущен за нижние зубы (звук С), жужжит пчела – кончик языка поднимается вверх (звук Ж).

Картинку-символ ребенок раскрашивает. Логопед так подбирает цвет карандаша, чтобы в названии цвета тоже был данный звук или же чтобы цвет отражал какой-либо артикуляционный признак звука. Например, для раскрашивания картинки с жуком (звуком ребенку предлагается желтый карандаш, картинки с тигром (звук Р) – оранжевый, картинки с насосом (звук С) – синий - кроме наличия звука С в названии, этот цвет холодный, как струя воздуха, образующаяся при артикуляции С).

Очень важно, чтобы изображение предмета на картинке по форме напоминало соответствующую букву. Картинки-символы для каждого звука должны быть постоянными, чтобы не дезориентировать детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Особенности психической деятельности детей
Негативное отношение к леворуким в нашей стране имеет свою историю. В 1924 году доктор А. Капустин в работе «Детская леворукостьи проблема воспитания левой руки» представил результаты исследования левшей в неврологической клинике. Его вывод: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех о ...

Особенности речевого развития детей с ЗПР
Речь детей с ЗПР младшего школьного возраста качественно отличается от речи нормально развивающихся сверстников и умственно отсталых детей. Анализ устной речи детей с ЗПР показал, что она удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматическ ...

Роль психологической службы в построении отношений школьников с преподавателем
Психологическая служба в лицее N 3 существует с 1991 года. Школьные психологи являются связующим звеном между психологической наукой и школьной практикой. В процессе становления службы определились основные функции ее деятельности: 1.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru