«Особенно полезно проводить артикуляторные упражнения под контролем зрения перед зеркалом, т.к. зрительный контроль не только уточняет, но и усиливает движение. Зрительная гимнастика является общепризнанным методом воспитания не только артикуляторных, но и вообще мимико-жестикуляторных движений.
Помимо действия добавочного зрительного раздражителя, показ усиливает осмысление данной артикуляции и оживляет занятие»
Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так при формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Последовательно даются следующие упражнения: для укрепления мышц щек – надуть щеки и удерживать в них воздух («Надуть два шарика»), втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте («Худенький Петя»); для выработки направленной воздушной струи – не надувая щек, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образовывая посередине круглое «окошечко», сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш, чтобы он покатился. Затем нужно научить ребенка образовывать узкую щель с растянутыми в легкой улыбке сближенными губами (углы рта при этом прижаты друг к другу). Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен (упражнение «Пропеллер»).
При таком же положении губ ребенку предлагают положить между ними широкий кончик языка («пошлепать» язык губами со звуком – ПЯ, ПЯ, ПЯ тогда он станет распластанным), посередине языка, вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спиченку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки с поднесенной ко рту тыльной стороны руки.
Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук.
Для этого используются упражнения (см. приложение), это могут быть настольные игры «Мозаика», различные игры с пальчиками. Одним из видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребенка умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуком. Нужно давать ему возможность сопоставить образец логопеда и сравнивать с его собственным искаженным произношением.
При замене ребенком одного звука другим проводят дифференциацию на слух нарушенного звука и его заменителя.
Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков – сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования произносимых ребенком правильно). Отработка опорных звуков предусматривает следующее уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном, а затем в слогах, словах, предложениях.
Для звука С опорными будут являться звуки И, Ф. звуки С, И – одинаковые по способу образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится за нижними резцами. Отрабатывая звук И, нужно добиться положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам. Звуки С, Ф – одинаковы по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук Ф, нужно добиться направленной воздушной струи, идущей в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, можно добиться правильного произношения звука С.
Еще о педагогике:
Развитие восприятия, воображения, памяти и речи ребенка
Психологи отмечают взаимосвязь всех этих психических функций. Л.С. Выготский писал: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящие в действие». А восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплано ...
Практические рекомендации по работе с трудными подростками
Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог. Социальному педагогу необходимо осознать, что такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздейс ...
Стандарт: инновационность и преемственность
В результате скоординированной работы появился проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (ФГОС) - принципиально новый для отечественной школы документ, потребовавший глубокого анализа и синтеза накопленного опыта, современных перспективных ...