Педагогические условия развития внимания первоклассников

Статьи о педагогике » Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий » Педагогические условия развития внимания первоклассников

Страница 1

Задачами данного параграфа являются:

1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников.

2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников.

Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, если будут использоваться различные методические наблюдения; и в процессе нашей работы мы будем устанавливать причинно- следственные связи.

Далее опишем педагогические условия, способствующие развитию внимания и наблюдательности детей на экскурсиях.

Н. Ф. Виноградова считает, что научить младшего школьника проводить наблюдения в окружающем мире – процесс сложный, требующий тщательной подготовки как от учителя (выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство), так и от учащихся (осознание цели, психологическая готовность к работе, аккуратность в выполнении задания).

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и слышал.

Развитие наблюдательности, считает В. М. Кузина - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. В процессе развития восприятие может переходить в теоретическую деятельность - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений, или же восприятие может переходить в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира.

Далее представим ряд диагностических методик на развитие внимания и наблюдательности детей, которые могут использоваться во время экскурсий.

Пути развития наблюдательности и внимания при организации окружающего мира разнообразны:

- использование различных средств наглядности;

- организация наблюдений к уроку и на уроке;

- организация наблюдений при проведении опытов, практических работ;

- ведение дневников наблюдений, фенологических тетрадей, настенных календарей природы и труда;

- организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.

Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо не просто стимулировать учащихся к рассмотрению объектов, а организовывать их деятельность. С этой целью необходимо научить детей рациональным приёмам наблюдения в процессе усвоения знаний:

Первая группа приёмов – поисковые, которые дают возможность учащимся найти, выделить, опознать объект, руководствуясь определёнными признаками. Например, учитель называет ряд признаков, а учащиеся должны узнать по ним объект.

Вторая группа приёмов - осуществление сравнительного анализа двух или более объектов на основе сопоставления их характеристик.

Третья группа приёмов - задачи на мысленную перегруппировку заданных объектов. Для реализации этой задачи учащиеся должны путём восприятии исходного состояния характеристик, выделить разнообразные признаки, которые позволят им включить их в новые связи и отношения.

Четвёртая группа приёмов позволяет решать собственно исследовательские задачи. Цель их - направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Использование экскурсий как средства формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников на основе краеведческого материала
Как известно, одними из составляющих педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются формы и средства воспитания и обучения. Основной формой обучения дошкольников до введения в действие Федеральных государственных требований дошкольного образования являлось занятие. Систе ...

Виды школьной дезадаптации
По мнению отечественных психологов, дезадаптация – процесс нарушения связей в системе «личность – социум». Чем большую область взаимоотношений между индивидом и социумом захватывает процесс дезадаптации, тем меньше уровень реальной адаптации. Процесс взаимодействия индивида и социума — это, прежде ...

Разработка перспективного плана по рисованию на учебный год
Сентябрь Неделя Тема Программное содержание Материал 1 «Как мы рисуем» (рисование карандашами) Выявить уровень владения карандашами. Познакомить детей с правильным способом действия карандашами: держать тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимать карандаш слишком сильно; учить рисов ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru