Педагогические условия развития внимания первоклассников

Статьи о педагогике » Развитие внимания первоклассников при проведении экскурсий » Педагогические условия развития внимания первоклассников

Страница 1

Задачами данного параграфа являются:

1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников.

2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников.

Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания первоклассников, если будут использоваться различные методические наблюдения; и в процессе нашей работы мы будем устанавливать причинно- следственные связи.

Далее опишем педагогические условия, способствующие развитию внимания и наблюдательности детей на экскурсиях.

Н. Ф. Виноградова считает, что научить младшего школьника проводить наблюдения в окружающем мире – процесс сложный, требующий тщательной подготовки как от учителя (выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство), так и от учащихся (осознание цели, психологическая готовность к работе, аккуратность в выполнении задания).

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и слышал.

Развитие наблюдательности, считает В. М. Кузина - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. В процессе развития восприятие может переходить в теоретическую деятельность - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений, или же восприятие может переходить в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира.

Далее представим ряд диагностических методик на развитие внимания и наблюдательности детей, которые могут использоваться во время экскурсий.

Пути развития наблюдательности и внимания при организации окружающего мира разнообразны:

- использование различных средств наглядности;

- организация наблюдений к уроку и на уроке;

- организация наблюдений при проведении опытов, практических работ;

- ведение дневников наблюдений, фенологических тетрадей, настенных календарей природы и труда;

- организация наблюдений на экскурсиях и после экскурсий.

Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо не просто стимулировать учащихся к рассмотрению объектов, а организовывать их деятельность. С этой целью необходимо научить детей рациональным приёмам наблюдения в процессе усвоения знаний:

Первая группа приёмов – поисковые, которые дают возможность учащимся найти, выделить, опознать объект, руководствуясь определёнными признаками. Например, учитель называет ряд признаков, а учащиеся должны узнать по ним объект.

Вторая группа приёмов - осуществление сравнительного анализа двух или более объектов на основе сопоставления их характеристик.

Третья группа приёмов - задачи на мысленную перегруппировку заданных объектов. Для реализации этой задачи учащиеся должны путём восприятии исходного состояния характеристик, выделить разнообразные признаки, которые позволят им включить их в новые связи и отношения.

Четвёртая группа приёмов позволяет решать собственно исследовательские задачи. Цель их - направить внимание учащихся на самостоятельное исследование заданного объекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Точное терминологическое и словесное описание стойки на голове с согнутыми ногами
Стойка на голове с согнутыми ногами выполняется из различных исходных положений и различными способами (толчком ног, силой, махом одной и толчком другой). При выполнении из упора присев толчком ног или силой поставить голову на верхнюю часть лба, прийти в стойку на голове и руках в группировке, уде ...

Психолого-педагогические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Изучением проблемы творческих способностей и творч ...

Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. В советской и зарубежной специальной литературе широко предст ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru