Возрастные особенности учащихся

Страница 1

Не стоит также забывать, что воспитание – это формирование жизнеутверждающих потенций у личности. Он будет успешным лишь тогда, когда мы опираемся на главную движущую силу ребенка – на его потребность в радости жизни. Если главным смыслом жизни является добывание и приумножение радости, то ведущим принципом воспитательных учреждений должен быть принцип организации восхождения детей к радости. Это главная траектория движения. Она состоит из трех ступеней:

детства (младшие классы);

отрочества (средние классы);

ранней юности (старшие классы).

Эти ступени отражают жизнеутверждающие ценности детей по мере их взросления.

В младших классах для детей главная ценность в школе – это высокие баллы. Именно оценки, успеваемость, а не учение как таковое. Но что стоит за оценками, какая животворная сила? Оказывается, оценки для ребенка – это знаки любви, доброго отношения учителей и родителей. За хорошие оценки его хвалят, целуют, гордятся им, одаривают. Это вызывает у ребенка счастливое настроение, изгоняет его сомнения и тревоги, придают уверенности в себе и в завтрашнем дне. Ведь счастье – это когда в твоей душе поселилась радость, покой и надежда. Главный источник радости в этом возрасте – одобрение любимого и любящего учителя. Поэтому первую ступень школы можно назвать ступенью любви.

Подросток находится на второй ступени. У него другие ориентиры. В этом возрасте актуализируются ценности, связанные с утверждением своего Я. У подростка начинает «прорастать» чувство собственного достоинства, обостряется самолюбие. Его волнует вопрос: заслуживает ли он уважения других. Чего он стоит как личность? Ему нужна не только любовь, но и признание со стороны близких, сверстников, всех тех, с кем он общается. Это возраст широкого социального единения, вхождения в разные группы, поиска друзей. А помешать этому может один барьер – непризнание. Отсюда острая реакция на мнение ближайшего окружения о своей личности, большая ранимость, подозрительность, страсть к самокопанию. Радость для подростка – принятие в референтную группу, ее одобрение, солидарность. Не только свои действия, но и внешность, успехи и неудачи он оценивает через призму их значимости, через признание. Любовь и доброта окружающих сохраняют свою ценность.

Феномен любимого учителя сохраняется, но меняет форму: он должен не только любить, но и уважать подростка, видеть в нем личность, обладать высоким тактом.

Итак, второй этап – школа самоутверждения.

Третья ступень – самоопределение.

Старшеклассник – почти взрослый и способен на многое. Как отмечает Гребенюк О.С., «его внутренние потенциалы позволяют глубже познать ценности мира: добра и зла, любви, красоты, творчества, общения и дружбы, настойчивого труда, радости успехов в учебе и победы». Он готов включатся в различные виды деятельности и добиться «взрослых» результатов. Но главная проблема старшеклассника – это неясность дальнейших перспектив, т.е. барьер неопределенности. Но преодолев его, старшеклассник не найдет покоя. Неопределенность угнетает. Чтобы снять его, нужно найти будущую профессию, учебное заведение.

Потребность в самоопределении вносит коррективы в отношения с учителями (11 класс). Им больше нравятся педагоги, помогающие углубить и расширить свои познания. Такие педагоги прекрасно знают свой предмет, если нужно, могут повторить и ответить на вопросы, требовательны. Эти качества воспринимаются как выражение доброго отношения к учащимся, забота о них. Любовь к учителям зависит от теплоты и искренности его отношения к учащимся, уважения их достоинства и умения их замечать. Значит: аффимиативные потребности – первоочередные условия оптимизации эмоциональных состояний. В целом, старшеклассник черпает радость в трех основных сферах:

в аффимиации (включая половую любовь)

в интересных видах деятельности

в профессиональном самоопределении (дает основные дивиденды спустя годы, когда молодой человек найдет свое место в жизни).

Конечно, по мере взросления меняются механизмы аффимиации. Но отношения с людьми остаются важной смыслообразующей ценностью во всех возрастных группах и ведущим фактором личности, ее эмоционально-ценностной сферы и поведения. Несомненно, школа открывает большие возможности для восхождения детей по ступеням ценностей, воспитывает у них жизнелюбие и способность к творчеству с учетом специфики этого процесса в разных возрастных группах.

Краткие выводы к первой главе:

В условиях современной модернизации общеобразовательной школы в Республике Беларусь, которая захватывает все ее элементы, включая цели и содержание образования, еще большую остроту приобретает та сторона развития личности школьника, которая связана с познанием своей страны, своего края, его прошлого и настоящего.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Сравнительный анализ развития физических качеств и физической подготовленности учащихся опытных групп в начале исследования
Предварительные результаты контрольных испытаний позволяют утверждать, что обследуемый контингент учащихся опытных групп однороден (p>0,05) в представленных показателях физического состояния. Не наблюдалось преимущества ни одной из групп (экспериментальных (ЭГ-1 и ЭГ-2) и контрольной (КГ)) по по ...

Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников
Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и стар ...

Особенности речевого развития детей с ЗПР
Речь детей с ЗПР младшего школьного возраста качественно отличается от речи нормально развивающихся сверстников и умственно отсталых детей. Анализ устной речи детей с ЗПР показал, что она удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматическ ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru