Изучение особенностей развития лексикона детей средней группы проводилось в «Ясли–сад №10 д. Хотыничы», с января 2013 по май 2013 г.
В исследовании участвовало 19 детей, пятилетнего возраста.
В ходе исследования решались следующие задачи, может ли ребенок называть предметы и их основные части, их качества и свойства, действия и функции, некоторые профессии людей, детенышей животных; обозначать различные действия соответствующими глаголами; подбирать прилагательные к существительным, использовать антонимы. Для этого предлагается 8 заданий.
Требования к высокому уровню развития лексикона детей:
1.Изучить знание названий предметов и их частей.
2.Умение подбирать глаголы, связанные с движением и состоянием, отвечающие на вопрос « Что делает?»
3. Умение подбирать определения.
4. Умение правильно использовать обобщающие понятия.
5. Изучить запас антонимов и синонимов.
6.Изучить понимание и употребление многозначных слов.
Для решения эти задач нами были использована методики, разработанные Т.И Гризик и И.Д. Коненковой.
Для изучения, развития лексикона детей пятого года жизни, воспользовались методикой Гризик Татьяны Ивановны.
Обобщенно результаты анализа детских ответов можно представить в следующих таблицах исследования №1, № 2.
Таблица 1 - Уровни знания названий предметов, обобщающих понятий, названий детенышей животных
Фамилия |
« Назови предметы» |
« Назови части предметов» |
« Назови одним словом» |
« Назови детенышей животных» |
Вахтанг Ш. |
5 |
3 |
4 |
3 |
Максим К. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Леша Д. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Вика А. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Стас Н. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Катя М. |
5 |
3 |
4 |
4 |
Максим К. |
5 |
4 |
5 |
4 |
Катя А. |
5 |
5 |
5 |
5 |
Ваня П. |
5 |
4 |
4 |
4 |
Полина Б. |
5 |
3 |
4 |
5 |
Карен Г. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Женя А. |
5 |
3 |
4 |
5 |
Артем К. |
5 |
3 |
4 |
4 |
Арина Н. |
5 |
5 |
5 |
5 |
Галя С. |
5 |
4 |
5 |
5 |
Настя Г. |
5 |
3 |
4 |
4 |
Ваня П. |
5 |
3 |
4 |
4 |
Жаля А. |
4 |
3 |
3 |
4 |
Коля Г. |
3 |
2 |
2 |
3 |
Проценты % |
85 % |
55% |
72 % |
75% |
Еще о педагогике:
Понятие о дисграфии. Дифференциация понятий «дисграфия» и «дизорфография»
В отечественной логопедической литературе исследователи определяют дисграфию и дизорфографию, связывают их с трудностями реализации трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфологического и традиционного (исторического). Фонетический принцип русского языка: слова пишутся так же, ...
Особенности речевого развития умственно отсталых детей
Опираясь на мнение Лалаевой Р. И можно сказать что для умственно отсталых детей характерным является позднее развитие речи. Отдельные слова очень часто появляются в 2 - 3 года, а фразовой речью эти дети начинают овладевать лишь после 4 - 5 лет. По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недора ...
Педагогические требования к организации и проведению дидактических игр
В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру на занятиях и в самостоятельной деятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познав ...