Развитие лексикона детей среднего дошкольного возраста

Статьи о педагогике » Развитие лексикона детей среднего дошкольного возраста

Человек имеет дар речи и языковую способность. Он овладевает речью уже в раннем детстве и на протяжении всей жизни совершенствует ее: учится владеть голосом, дыханием, обогащает словарь, мгновенно выбирает точное и меткое слово, свободно строит предложения и текст, приобретает навыки чтения и письма.

Речь ребенка издавна привлекала внимание исследователей: продуцирование слов, словосочетаний, составление предложений. Однако ребенок овладевает словарным составом языка не сразу. Поэтому в курсовой работе нами предпринята попытка проследить особенности формирования лексикона детей среднего дошкольного возраста до 2-х лет.

Первыми обратили внимание на речь ребенка писатели, которые писали о детях и для детей (они прибегли к имитации детской речи). Такие писатели, как Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», Л.Н. Толстой «Филиппок», К.Д. Ушинский в рассказах, написанных для «Родного слова» и многие другие произведениях дали образцы художественного исследования становления психики ребенка, его мышления, характера, темперамента, становления личности.

Такой подход к исследованию дает только общую картину развития, но не выделяет языковых характеристик. Первые лингвистические описания речи ребенка появились в Германии в 1787 году. В середине 19 века детская речь изучалась на английском языке Ч. Дарвином и М. Хемфри, на итальянском - А. Гобрини (1889 году).

В России первые печатные труды по лингвистике детской речи появились в 80-е годы XIX века.

В начале ХХ века речь детей дошкольного возраста изучали представители экспериментальной психологии и педагогики А.Р. Каптерев, В.П. Вахтеров и др.

В.П. Вахтеров первый в России предпринял попытку дать на основе собственных многолетних наблюдений целостную картину развития речи ребенка.

Психологическое направление изучения детской речи связано с именами Л.С. Выготского, П.Л. Блонского, И.И. Жинкина, Р.А. Созина, А.М. Леушиной.

В 70-80-е годы ХХ века заметный вклад в изучение детской речи внесли психолингвисты А.М. Шахнарович и С.Н. Цейтлин.

Шахнарович А.М. исследовал семантические отношения и неосознанные генерализации языковых средств в речи детей среднего дошкольного возраста. Он пишет: «Компоненты языка усваиваются ребенком постепенно в ходе речевого общения (языковой практики) на основе предметных (орудийных) действий и предметной деятельности» .

Стратегию усвоения ребенком грамматических категорий исследуют Н.И. Лепская и С.Н. Цейтлин.

Цейтлин С.Н. считает, что «овладеть языком - это значит усвоить не только элементы языковых границ, но также правила их употребления».

Также активный и пассивный словарь ребенка исследовали Р.И. Водейко, Г.М. Лямина, М.К. Маллицкая, Г.А. Розенгорд-Пупко, Ф.И. Фрадкина, М.Б. Елисеева и др. Они отмечают, что активный словарь значительно меньше, чем пассивный словарь ребенка, именно в раннем дошкольном возрасте. Иными словами, дети раньше начинают понимать речь, чем приобретают способность передавать информацию вербально.

Все сказанное выше определило актуальность, цели и задачи нашей работы.

Объект исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – содержание и методы развития лексикона детей 5–го года жизни.

Цель исследования: выявить специфику развития лексикона детей среднего дошкольного возраста и разнообразить комплекс соответствующих знаний.

Задачи исследования:

1. Изучить лингвистические особенности лексикона ребенка.

2. Провести анализ педагогических условий развития лексикона детей среднего дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать комплекс заданий по развитию лексикона детей 5-летнего возраста.

Методы исследования:

1.Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

2. Беседы с детьми с целью выявления уровня развития лексикона.

Практическая значимость работы состоит в том, что знание особенностей лексикона детей среднего дошкольного возраста поможет воспитателям и родителям наиболее эффективно организовать работу по развитию речи.

Сбор материала позволяет пополнить ситуативную картотеку по вопросам изучения детской речи, помогает проследить активный и пассивный словарь детей.

Еще о педагогике:

Анализ состояния проблемы использования самостоятельных работ в методике преподавания естествознания
Самостоятельность ученика на уроках окружающего мира выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сло ...

Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха
В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения. А.А. Катаева и Г.Л. Выгодская отмечали, что снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности ...

Особенности деятельности социального педагога
Смысл деятельности социального педагога в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса. Это если говорить по-научному. А на практике это изматывающая силы и нервы, тяжелейшая ра ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru