Педагогические требования к организации и проведению дидактических игр

Статьи о педагогике » Развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру » Педагогические требования к организации и проведению дидактических игр

Страница 1

В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру на занятиях и в самостоятельной деятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Вот почему дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников.

Несмотря на то, что руководство педагога дидактической игрой носит открытый характер, его отношения с детьми выражаются в игровой форме (он – участник игры). Без этого условия игра перестает быть игрой.

В дидактической игре обязательно наличие и единство всех ее компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.

Содержание игры должно расширяться и обогащаться от младших групп к старшим.

В первой младшей группе педагог развивает у детей интерес к играм с разными видами дидактических игрушек.

Во второй младшей группе воспитатель в совместных дидактических играх учит выполнять определенные Действия и правила:

по сигналу одновременно или поочередно начинать и прекращать действие (так, в игре "Чей домик?" малыши по очереди подают голоса обитателей домиков).

В средней группе дети знакомятся с новыми дидактическими играми и учатся выполнять роль ведущего. В ходе игр у них формируются внимание, наблюдательность, настойчивость.

В старшей группе дошкольники учатся самостоятельно организовывать дидактические игры, объединяясь в небольшие подгруппы (по два-четыре человека). Повышаются требования к точности выполнения правил.

В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает знакомить детей с дидактическими играми разного типа (лото, домино, мозаиками, бирюльками и др.), закрепляет умение организовывать их самостоятельно, исполнять роль ведущего, учит детей согласовывать свои действия с действиями товарищей. В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно и творчески решать поставленную задачу. Это теснейшим образом связано с содержанием тех знаний и умений, которые формируются у детей того или иного возраста в процессе воспитания и обучения.

В первой младшей группе воспитание интереса к дидактической игре основано на практическом осуществлении действия. Дети учатся сравнивать и подбирать предметы по цвету, форме и величине, соотносить их друг с другом, прокатывать цветные шарики, мячи через ворота соответствующего цвета: большой–через большие, маленький – через маленькие, собирать пирамидку из колец одного размера, чередуя в определенной последовательности два-три цвета, башенку из уменьшающихся или увеличивающихся по размеру одноцветных или разноцветных элементов, чередуя два-три цвета. Закрепляются умения действовать с предметами-орудиями, простейшими мозаиками. Дети учатся соотносить форму предмета с формой на карточке, подбирать и складывать разрезные (из двух частей) парные картинки.

Во второй младшей группе в играх закрепляется умение подбирать предметы по цвету и величине (большие и маленькие шарики двух-трех цветов); собирать башенку из уменьшающихся по размеру элементов, чередуя их в определенной последовательности по цвету. Малыши учатся складывать картинку из четырех, затем из шести частей ("Наша посуда", "Игрушки" и др.).

В средней группе повышаются требования к умению выделять и обобщать те или иные признаки предметов, сравнивать их между собой, группировать по внешним признакам (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя, зимняя).

В старшей группе способ сравнения предметов усложняется:

дети должны уметь замечать незначительные различия между предметами и объединять их по общим существенным признакам, ориентироваться в изменении расположения предметов, устанавливать причинно-следственные связи.

В подготовительной к школе группе дети в играх осваивают логические связи и отношения между предметами и явлениями, учатся составлять рассказы про игрушки, придумывать игры-загадки.

Практика показывает, что ассортимент дидактических игрушек в группах детского сада не всегда отвечает поставленным воспитательным целям.

В настоящее время наша промышленность выпускает около 600 наименований дидактических игрушек, которые можно разбить на следующие группы: 1) сборно-разборные; 2) мозаики; 3) кубики, настольно-печатные игры, штампы; 4) материалы для чтения, счета (азбуки, цифры). Выпускаются разнообразные головоломки, конструкторы, начинается выпуск игрушек на электронной основе – экзаменаторы, тренажеры, логические машины. Однако еще очень мало игрушек педагогически продуманных типа мозаик-вкладышей, лото, пирамидок, предназначенных для сенсорного воспитания малышей.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Особенности организации эстетического воспитания в условиях ДОУ
Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также ис ...

Возможные направления изменений жизни детей в домах ребенка
Безусловно, воспитанники дома ребенка – особая категория детей, которая нуждается в специализированных условиях воспитания. Дети, воспитывающиеся в доме ребенка, могут полноценно развиваться только при условии грамотной организации окружающей коррекционно-развивающей среды. Таким детям необходимо в ...

Методика устранения аграмматической дислексии
Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах в процессе чтения и связана с недоразвитием грамматического строя речи, с несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Учитывая проявления и механизмы аграмматической дислексии, логопедическая работа по коррекции этих нарушени ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru