Состав начального детского лексикона

Страница 1

Первый вопрос, возникающий у исследователей начального детского лексикона, пытающихся определить его состав: что считать словом? Е.И. Исенина и М. Петровичева отмечают, что «словесный язык внедряется в протаязык, не отменяя его сразу»(при этом под протаязыком понимается дословная система средств коммуникации); исследователи пишут о «переходных явлениях в раннем языковом усвоении». «Ребенок, быть может, уже в течение месяца лепетал «мамам» и этим давал заметить слушателю известное настроение (например, голод или нетерпение), но лепет-звук становится лепетом-словом, т.е. речью, когда он субъективно связывает с мамам какое-нибудь содержание - причем безразлично, будет ли это содержание условным (мать) или каким-нибудь другим (например, чувство голода)».

М.Б. Елисеева отмечает, что «состав начального детского лексикона неоднороден: ядром его служат конвенциальные, «реальные» слова различных типов, источником возникновения которых является инпут («под инпутом понимают обычно всю в совокупности речевую продукцию взрослых, которую воспринимает или может воспринимать (отнюдь не все ему доступно) ребенок; на периферии находятся протослова-вокализации, которые содержат постоянный состав звуков и употребляются в постоянных ситуациях, но уникальный для данного ребенка, а не основаны на речи взрослого.

«Л. Менн и К. Стоэл-Гаммон пишут: «Появление речи легко определить для некоторых детей: однажды они произносят звук, похожий на взрослое слово, и делают это тогда, когда слово и должно быть применено… Ситуация более проблематична, когда ребенок производит форму, не похожую на взрослое слово, например, «на» для указания на предмет, который ребенок хочет получить. Считать ли это словом? Да, во всяком случае, в двух отношениях. Во-первых, ребенок произвольно контролирует свои вокализации, что необходимо для производства взрослых слов. Во-вторых, ребенок… усвоил сложное представление о том, что звуки имеют значение, и ему осталось только выяснить, что слова существуют, вместо того, чтобы изобретать их самому».

В речи Полины Майоровой, которая служила основным объектом наблюдения, было несколько протослов: тя - все интересное; не - выражение нежелания, несогласия совершить какое-либо действие; тапта - тапки; ая - все неизвестное или вызывающее сомнения. От слова «тапта» в 1 г. 4 м. (в период активного овладения ребенком грамматикой) было образовано существительное во множественном числе «тапы».

Конвенциальные слова в составе начального детского лексикона можно отнести к трем типам:

- «Естественные символы» (по В. Штерну) - звукоподражательные и лепетоподобные слова «языка нянь» - языковой подсистемы, «которую речевой коллектив считает пригодной в основном для общения с маленькими детьми» . Это слова, как бы подслушанные взрослыми в детском лепете, осмысленные взрослыми и возвращенные - уже осмысленными - детям: ав, баба, бай-бай, бо-бо, биби, деда, му, мяу, ням-ням, тик-так и т.п.). Среди активного лексикона Полины Майоровой в 1 г. 10 м. из 235 слов было 31 звукоподражание. А в активном словаре Никиты Соловьева (на основе теста речевого и коммуникативного развития детей данного возраста) в 2 года из 168 слов было 48 подражаний.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников
Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма Обычно выделяют младший (3 - 4 года), средний (4 - 5 лет) и стар ...

Предмет педагогики. педагогика как единство воспитания и обучения
Свое название педагогика получила от греческих слов “пайдос" - дитя и “аго” - вести. В дословном переводе "пайдагогос" означает “детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в ш ...

Методы и формы организации контроля на уроках русского языка
Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса. В практике работы школы при ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru