Состав начального детского лексикона

Страница 4

Нельзя, осуждение за проступок: нельзя - [низя], можно - [мозя], не надо - [не надя], не буду - [не будю].

Постепенно идеи обогащаются новыми словами и происходит это за счет пополнения лексикона.

М.Б. Елисеева выделила 2 источника пополнения лексикона.

Окружающая ребенка действительность, отраженная в речи взрослых: игрушки, предметы домашнего обихода, привычные действия. Многие самые первые слова детей являются ответами на вопрос взрослых «как делает собачка / кошка / машинка / ежик…?»

Реальность, отраженная в книгах, картинках, мультфильмах, на пластинках, в устных текстах стихов, потешек ритуальных игр».

Полина Майорова сначала не использовала для называния картинок даже уже имеющиеся в ее лексиконе слова - это стало происходить только после того, как ее спрашивали по картинкам. Например: «Покажи белочку», «Кто это?» и т.д. После 1 г 10 мес. в речи Полины М. резко возросло количество цитат из мультфильмов, стихов и потешек. Но больше всего слов из окружающей действительности, с которыми приходится часто сталкиваться в повседневной жизни.

С.Н. Карпова отмечает: «в основе сдвигов ориентировки ребенка на предметный мир и на речевую действительность лежит расширение и усложнение круга общения ребенка со взрослым по поводу новых видов деятельности, и прежде всего ведущей - совместной со взрослыми деятельности по усвоению предметов как человеческих орудий, по овладению общественно выработанными способами их использования».

Наряду с формами эмоционального общения и общения, обусловленного удовлетворением потребностей ребенка возникают и получают все большее значение формы общения, связанные с развитием игровой деятельности ребенка и с развитием элементарных форм его познавательной деятельности.

«В ряде опытов было показано, что затруднения в предметной деятельности могут стать мощным фактором развития речи ребенка. Взрослый вступает не только как партнер по предметному общению, но и как носитель речевых образцов, побуждающий ребенка к овладению ими в процессе совместной с ним предметной деятельности».

От ориентировки на несущественные признаки предметов ребенок переходит к ориентировке на признаки, имеющие функциональное значение, характеризующие предмет как человеческое орудие. В связи с этим происходит становление устойчивых значений слов ребенка.

Процесс становления устойчивых значений слов связан и окончательный переход ребенка от дофонемной к фонемной речи. Вслед за константностью предметов как человеческих орудий для ребенка начинает выступать константность, постоянство звуковой системы родного языка, с помощью которой социально установленным образом отражаются в речи эти предметы, и константность слов, обозначающих эти предметы, в совокупности их семантической и звуковой сторон.

Развитие восприятия фонем происходит до конца второго года жизни. Активное употребление фонем осваивается ребенком вплоть до конца третьего и даже на четвертом году жизни, а иногда задерживается и требует специального научения .

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru