- Узуальные слова, звуковая форма которых может быть искажена, «адаптирована» ребенком. В основном это простые слова, обозначающие предметы, с которыми ребенок, так или иначе взаимодействует: вода, каша, кукла, молоко, мяч, носки, тапки, чай, яблоко и т.п. Языковое и когнитивное развитие ребенка взаимосвязаны, и «раньше других дети начинают называть предметы, с которыми они производят какие-нибудь действия».
- В речи детей раннего возраста исследователи выделяют так называемые «формулы», или «застывшие фразы» - выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребенок воспринимает и воспроизводит как единое целое. Такие «формулы» индивидуальны, нестандартны и характеризуют лексикон именного данного ребенка. Например: Во де - вот здесь, то там? - кто там?
М.Б. Елисеева отмечает, что «звуковая форма первых слов в продуктивном словаре нередко отличается вариативностью вследствие несовершенства артикуляционных навыков ребенка. Это варианты слова, либо сосуществующие, либо сменяющие друг друга в речи ребенка. Так, в речи Полины проследить такие изменения: дик - дой - дай (дать), ва - ва - гав - зобака (собака), китя - киса (кошка), шягида - ягя - ягида (ягода), ябля - яба - ябока (яблоко).
С.Н. Цейтлин отмечает, что «сопоставление первых пятидесяти слов разных детей позволяет выявить некоторые закономерности формирования начального детского лексикона. При всех иногда весьма значительный индивидуальных различиях между детьми есть некоторый достаточно стандартный набор понятий, который должен получить то или иное выражение в начальном лексиконе ребенка». При этом она выделила «идеи, которые всегда вербализованы» в речи маленького ребенка.
Наименование окружающих лиц: мама [мама], [галя], бабушка - [баба], [бабуля], папа - [папа], дедушка - [деда], тетя - [тётя], дядя - [дядя], мальчик - [мас’ик], девочка - [де], дядя доктор - [дядя дока] и несколько имен собственных: Костя - [котя], Эдик - [эдика], Галя - [галя], Света - [сета], Даша - [Дас’я], Саша - [саса], Леша - [лещя] и другие.
Наименование птиц и животных: кошка - [киса], [сёма], собака - [зобака], [дик], [га-га], бабочка - [бабака], баран - [бадям], белка - [бека], волк - [вок], гусь - [гусяка], заяц -[за], курочка - [кулика], лягушка - [лёгуська], обезьяна - [бузяна], птичка - [пит’я], рыба - [ыба], утка - [утыка], тигр - [тига], лошадь - [го-го], корова - [му], сова - [соля], ворона - [ваяна], [кай-кай], козочка - [ме], [козя], медведь - [миська].
Природные явления: дождь - [дозик], [вада], [пак], снег, снег идет - [сег дёт], мороз - [мододь].
Игрушки: кукла - [кука], [ляля], мяч - [мять], ведерко - [ведека], игрушка - [игус’ика], лопатка - [лёпат’яка], ручка - [утька], книжка - [киня], [ки], соска - [сёка], шишка - [сши], дом - [дём], горка - [готика], бумага - [губага].
Еда: [кушать - [ням-ням], [куся], пить - [пить], чай - [сяй], хлеб - [хеб], [фена], молоко - [мако], йогурт - [йога], картошка - [кусяка], каша - [кася], конфета - [касета], мясо - [мясо], огурец - [агутя], [печенье - [песеня], рыба - [ыба], сок - [сёк], колбаса - [бакаса], суп - [сюп], сыр - [сый], творожок - [толозок], яблоко - [ябака], ягода - [ягида], яйцо - [яитько], фартук - [фатя], шоколадка - [кашля], [шеколад], апельсин - [писин’], банан - [банан], груша - [гуся], макароны - [маёны].
Еще о педагогике:
Историко-педагогические предпосылки гуманизма в
воспитании
Гуманизм развивался в разные эпохи, начиная с античности и продолжается до сегодняшнего дня, но особенное развитие он получил в эпоху Возрождения. Т.к. название эпохи - Возрождения - означает преемственность ее идей с античной культурой, ее возрождение на новых основаниях. Ее называют также эпохой ...
Методы и приемы воспитания
Метод воспитания (от греческого “методос” - “путь”) - это путь достижения заданной воспитательной цели. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы воспитания - это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеж ...
Методическая деятельность в воспитании и обучении детей раннего возраста в
ДОУ
В настоящее время, в условиях социальных реформ в системе образования, одной из важнейших задач становится повышение эффективности и качества методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Современные условия таковы, что никогда еще методическая служба не была столь востребована педаг ...