Стилистико-композиционный аспект текста также обладает определенным суггестивным потенциалом. Каждый стиль соотносится с тем или иным эмотивным кодом, обеспечивающим смысловую приемлемость информации для получателя (т. е. объекта РВ). Так, публицистическому стилю свойственно убеждение, но не столько через обращение к критическому мышлению, сколько через апелляцию к стереотипам, архетипам и типичным ценностям. Научно-популярному стилю свойственно убеждение с помощью логического доказательства; суггестия здесь проявляется в том уважении, которое вызывает научный дискурс, в создании своеобразного гало-эффекта вокруг адресанта.
Коммуникативная стратегия суггестора может осуществляться при уменьшении энтропии (если объекту РВ должно быть внушено конкретное содержание) или при возрастании энтропии (если преследуется цель разрушить установки реципиента). Говоря о выборе стилей, следует отметить, что для уменьшения энтропии сообщение в идеале должно быть выдержано в едином стиле, соответствующем коммуникативной практике для какой-либо стандартной ситуации. Для возрастания энтропии (например, при манипуляции, при попытке смены коннотатив- ных полюсов объекта) может использоваться стилистический коллаж. Можно выделить две стратегии такого коллажа. Первая - «карнавализиция», т. е. погружение ценностных стереотипов в стилистически сниженную среду, что уничтожает их положительные коннотации, высокую окраску (например, «Из-за этого гимна, из-за этой полной фигни мы делаем из себя посмешище» (депутат Ю. Щекочи- хин), или привнесение в сообщение элементов стиля более высокого, чем доминирующий, что создает эффект иронии (например, Муравей - «сильный духом и членами»). Вторая стратегия - смешение стилей с целью маскировки интенций адресанта; так, введение в текст элементов научного стиля может использоваться для придания тексту наукообразия и, как следствие, авторитетности сообщения, обеспечивая к нему большее доверие; например, реклама может маскироваться под рекомендацию врача, совет адвоката и др.
Еще один суггестивный ресурс стиля - селекция целевой аудитории. Упрощенные или софистицированные лексика и синтаксис могут быть средствами сознательного сужения или расширения числа адресатов, играют роль своеобразного кода. Выбор лингвистических средств сокращает либо увеличивает психологическую дистанцию между говорящими, а также оказывает разный речевоздействен- ный эффект: содержание высказывания органически усваивается реципиентами как нечто привычное либо вызывает замешательство, создает гало-эффект - «эффект благоговения» (так, софистицированная лексика создает впечатление, что текст предназначен для «узкого круга посвященных»). Например, использование в рекламе сленга, просторечных выражений, по мысли рекламистов, способствует целевому воздействию на малокультурную либо молодежную группы реципиентов (ср. «Конец! Обувь от 199 р.»). В публичной речи снижение стиля может рассматриваться в качестве контактоустанавливающего средства и приема интимизации, снижающего официальность высказывания.
Наконец, своими средствами воздействия обладает и индивидуальный стиль (идиостиль), который индуцирует ассоциации, связанные с восприятием того или иного отправителя сообщения (например, писателя). К слову, выработка так называемого «корпоративного жаргона» основана на подражании идиостилю того или иного референтного лица или группы лиц, выраженная суггестивность которого способствует реализации определенных коммуникативных целей.
Еще о педагогике:
Этиология дисграфий
Для выяснения причин дисграфии мы решили обратиться к исследованиям А.Н. Корнева. Он наиболее подробно проанализировал причины нарушения письма у детей и выделил 3 группы причин: 1. Конституциональные предпосылки (наследственность) – замедленные сроки созревания функциональных систем, которые обесп ...
Исследование письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной
школы
На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение проявлений дисграфии и ее видов. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Подобрать апробированные диагностические методики для выявления состояния процесса письма у детей младшег ...
История русской риторики
До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики, если ...