Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Статьи о педагогике » Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Страница 4

Стилистико-композиционный аспект текста также обладает определенным суггестивным потенциалом. Каждый стиль соотносится с тем или иным эмотивным кодом, обеспечивающим смысловую приемлемость информации для получателя (т. е. объекта РВ). Так, публицистическому стилю свойственно убеждение, но не столько через обращение к критическому мышлению, сколько через апелляцию к стереотипам, архетипам и типичным ценностям. Научно-популярному стилю свойственно убеждение с помощью логического доказательства; суггестия здесь проявляется в том уважении, которое вызывает научный дискурс, в создании своеобразного гало-эффекта вокруг адресанта.

Коммуникативная стратегия суггестора может осуществляться при уменьшении энтропии (если объекту РВ должно быть внушено конкретное содержание) или при возрастании энтропии (если преследуется цель разрушить установки реципиента). Говоря о выборе стилей, следует отметить, что для уменьшения энтропии сообщение в идеале должно быть выдержано в едином стиле, соответствующем коммуникативной практике для какой-либо стандартной ситуации. Для возрастания энтропии (например, при манипуляции, при попытке смены коннотатив- ных полюсов объекта) может использоваться стилистический коллаж. Можно выделить две стратегии такого коллажа. Первая - «карнавализиция», т. е. погружение ценностных стереотипов в стилистически сниженную среду, что уничтожает их положительные коннотации, высокую окраску (например, «Из-за этого гимна, из-за этой полной фигни мы делаем из себя посмешище» (депутат Ю. Щекочи- хин), или привнесение в сообщение элементов стиля более высокого, чем доминирующий, что создает эффект иронии (например, Муравей - «сильный духом и членами»). Вторая стратегия - смешение стилей с целью маскировки интенций адресанта; так, введение в текст элементов научного стиля может использоваться для придания тексту наукообразия и, как следствие, авторитетности сообщения, обеспечивая к нему большее доверие; например, реклама может маскироваться под рекомендацию врача, совет адвоката и др.

Еще один суггестивный ресурс стиля - селекция целевой аудитории. Упрощенные или софистицированные лексика и синтаксис могут быть средствами сознательного сужения или расширения числа адресатов, играют роль своеобразного кода. Выбор лингвистических средств сокращает либо увеличивает психологическую дистанцию между говорящими, а также оказывает разный речевоздействен- ный эффект: содержание высказывания органически усваивается реципиентами как нечто привычное либо вызывает замешательство, создает гало-эффект - «эффект благоговения» (так, софистицированная лексика создает впечатление, что текст предназначен для «узкого круга посвященных»). Например, использование в рекламе сленга, просторечных выражений, по мысли рекламистов, способствует целевому воздействию на малокультурную либо молодежную группы реципиентов (ср. «Конец! Обувь от 199 р.»). В публичной речи снижение стиля может рассматриваться в качестве контактоустанавливающего средства и приема интимизации, снижающего официальность высказывания.

Наконец, своими средствами воздействия обладает и индивидуальный стиль (идиостиль), который индуцирует ассоциации, связанные с восприятием того или иного отправителя сообщения (например, писателя). К слову, выработка так называемого «корпоративного жаргона» основана на подражании идиостилю того или иного референтного лица или группы лиц, выраженная суггестивность которого способствует реализации определенных коммуникативных целей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Виды заданий по формированию словоизменения
Составление предложений по опорным словам, данным вразброс (предлагаемые слова стоят в начальной форме); вставка в предложения пропущенных слов; определение правильности предложений (Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений п ...

Метод проектов как технология личностно-ориентированного подхода
Новые политические и социально-экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения инос ...

Организация работы по формированию нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала
На следующем этапе мы приступили к формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных ценностных ориентаций и углублению знаний истории и культуры родного поселка. Как было сказано выше, дети экспериментальной группы очень редко проводились экскурсии за пределы детского сада. Перед нам ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru