Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Статьи о педагогике » Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Страница 1

Речевое воздействие (РВ) - воздействие субъекта на реципиента в процессе речевого общения в устной и письменной формах, которое осуществляется с помощью лингвистических, паралингвистических и символических средств и отличается особыми предметными целями говорящего, предполагающими изменение отношения реципиента к тому или иному объекту, влияние на его поведение, психологический настрой, физиологические процессы либо категориальную перестройку его сознания; достижение этих целей предполагает решение таких задач, как: преодоление защитного барьера реципиента («негоциация»), «навязывание» тех или иных образов и мыслей («эйдетико-когитивное» внушение), эмоций и установок (эмоционально-установочное внушение).

Речевое воздействие - диффузный феномен, присутствующий в трех основных компонентах речевого акта - в компоненте ‘ адресант’, где оно проявляется в иллокутивных целях говорящего, в компоненте ‘адресат’, где его можно наблюдать в перлокутивном воздействии на реципиента, и в компоненте ‘локуция’ (речение), где оно явлено в маркерах модальности, выстраивании аргументации, лингвистических средствах выразительности и т. д. Соответственно, можно изучать проявление РВ практически на всех этапах речевого общения - «на входе», то есть в области авторского замысла, авторских интенциональных структур; в тексте, в области актуализации интенций с помощью лингвистических средств; и « на выходе», то есть в области восприятия сообщения (например, с помощью выявления уровня понимания текста, полноты, глубины, прочности запоминания, анализа экспериментальных данных оценки текстов и т. д.).

Итак, три основные методологии исследования речевого воздействия соответствуют иллокутивному, перлокутивному и локутивному ракурсам его рассмотрения.

Каждая из них по отдельности раскрывает те или иные грани этого явления, а в совокупности все три представляют его в целостности и полноте. При этом выводы относительно эффективности речевого воздействия того или иного текста, по нашему предположению, должны, в общем, совпасть, какую бы из трех методологий мы не использовали.

В данной статье мы рассмотрим речевое воздействие в ракурсе локуции, то есть текста как такового. Мы предлагаем комплексную методику персуазивно- суггестивного исследования текстов, которая по возможности учитывала бы все аспекты речевого воздействия. Наша методика включает в себя следующие этапы анализа.

Первый этап предполагает выявление соотношения различных способов речевого воздействия в тексте - убеждения, внушения и побуждения. Мы полагаем, что это соотношение поддается достаточно точному определению с помощью подсчета и анализа тех или иных видов речевых актов в тексте. Однако такого рода анализ представляется довольно трудоемким - нужно проанализировать иллокутивные силы каждого высказывания по отдельности, а в ряде случаев, наряду с эксплицитными, выявить и его имплицитные иллокутивные силы. С нашей точки зрения, для решения данной задачи рациональнее рассмотреть представленность в тексте основных типов речевого воздействия, которые предполагают охват больших, нежели высказывание, фрагментов текста. Эти типы включают конвенционально-социальное воздействие, информирование, воспроизведение/ изображение, доказывание, аргументацию (в т. ч. манипулятивную), симулированный диалог, уговаривание, призыв, повеление, принуждение, оценки, эмоциональное воздействие, суггестию эмоций, установок, образов, мыслей и заражение. Анализ нашего материала - текстов практической психологии - показывает преобладание в них таких типов РВ, как аргументация (включая экземплификацию и экс- периенциальное описание - отсылку к жизненному опыту адресанта или иных лиц), уговаривание (инструкции, рекомендации, назидание и советы, в основном, речевые акты с глаголами долженствования и возможности), призыв, эмоциональное воздействие, оценки, художественное описание, информирование. Указанным типам соответствует один из трех способов речевого воздействия: убеждение, побуждение и внушение. Исходя их этого, можно достаточно точно определить количественное соотношение разных способов речевого воздействия в тексте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще о педагогике:

Программа деятельности социального педагога в ДОУ
Смысл программы деятельности социального педагога сводится к следующему: 1. Необходимо тщательное изучение семей, в первую очередь нравственно-психологического климата семьи в них и педагогической просвещенности. Необходима дифференциация семей по типам: - конфликтные; - педагогически несостоятельн ...

Закономерности обучения
Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью и точностью формулировок. К общим закономерностям процесса обучения относят: Закономерность цели обучения. Цель ...

Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей де ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru