Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Статьи о педагогике » Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Страница 6

Большая экспрессивность воздействия обеспечивается номинацией с помощью фразеологизмов, клише, прецедентных текстов (в том числе с паронимиче- ской контаминацией), а также метафор и других тропов. Механизм суггестивного воздействия в этих многосмысленных речевых единицах состоит в наложении, смешении нескольких фреймов, а также в свертывании фрейма к одному или нескольким слотам. Следует учесть, что метафорический (и шире - тропологический) рефрейминг является излюбленным средством психотерапии.

Анализ синтаксических средств суггестивного воздействия включает как грамматический, так и содержательно-логический синтаксис. Грамматический синтаксис соотносится с совокупностью средств структурно-позиционного оформления фразы, значимых для суггестивного воздействия. Сюда входят экспрессивные риторические и стилистические фигуры речи (инверсия, эллипсис и т. д.), коммуникативные типы предложений. Такие синтаксические параметры, как длина и «глубина» предложений также влияют на силу воздействия. Определенным воздейственным потенциалом обладают средства когезии (союзы, союзные наречия, местоимения, многосоюзие, бессоюзие, средства синсемантии и проч.). Союзам конъюнкции и дизъюнкции между высказываниями, например, придается большое значение в НЛП; там работает правило предпочтения связных переходов между предложениями (с союзами «и», «когда», «если», «потому что» и т. д.), поскольку ровный переход от одного предложения к другому вызывает незаметное изменение состояния и облегчает достижение суггестивного эффекта. С другой стороны, нарушения связности - высказывания дизъюнктивного характера, разрывная коммуникация, неестественные переходы или отсутствие переходов - воспринимаются как «удары» и обеспечивает сильное и резкое изменение состояния.

С содержательно-логическим синтаксисом прежде всего связано воздействие логики высказываний: силлогизмов и софизмов. Выбор синтаксической конструкции способен менять точку зрения, включать или не включать в фокус внимания тех или иных участников ситуации, создавать амбивалентность и тем самым достигать эвфемистического эффекта, избегать прямых однозначных констатаций и т. п. Воздейственными приемами содержательно-логического синтаксиса являются трансформации пассивизации (обезличивания), номинализации и релятивизации. При использовании этих структур информация о реальном производителе действия может не упоминаться, и при этом не возникает ощущения неполноты сказанного; на первый план выходит само событие, а лица, ответственные за него, остаются в тени. Значительным речевоздейственным потенциалом обладают и содержательно-логические фигуры речи (антитеза, параллельные конструкции, хиазм, кульминация и антикульминация и др.).

На четвертом этапе дается прогноз относительно степени успешности коммуникации с помощью анализируемого текста, то есть относительно перлоку- тивного эффекта, производимого им. Это осуществляется с помощью сопоставления топики текстов с соответствующими комплексами стимулов и ассоциатов в «Русском ассоциативном словаре», многие из которых отражают стереотипы и архетипы русского языкового сознания.

Вероятно, воздейственность текста, усвоение его содержания, глубина и прочность изменения личностных смыслов повышается, если содержание текста по возможности максимально описывается в топосах культуры соответствующей нации (в данном случае, в топосах русской культуры), которые привычны и лучше воспринимаются ее носителями. Иначе говоря, чем больше совпадений в топике текста с реакциями на соответствующие концепты в «РАС», тем выше воз- действенный эффект этого текста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Динамика чтения
Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действительности же быс ...

Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста
В этом разделе мы более подробно изучим закономерности развития речи детей младшего школьного возраста. Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами, свойственными тому или иному языку на определенном этапе его развития. Приведу основные закономерности развития детской речи ...

Контроль как функция управления дошкольным образованием
Контроль является заключительной важной функцией управления. Он служит средством осуществления обратных связей. Руководитель должен прогнозировать пути развития учреждения, правильно ставить цели на будущее. Это возможно при вдумчивом изучении прошлого и настоящего. Одним источников получения инфор ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru