Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Статьи о педагогике » Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Страница 7

Поясним сущность архетипов и стереотипов, архетипичности и стереотипности. Архетипы - первичные схемы бессознательных образов, системы психических установок, передающиеся по наследству вместе с информацией, определяющей психическую структуру личности, причем, согласно Ж. Дюби, наиболее глубоко залегающий ментальный слой связан с биологическими свойствами человека. Он неподвижен или почти неподвижен, изменяется вместе с эволюцией самих биологических свойств человека как родового существа. Биологические и психологические архетипы включают перцептивные реакции, например, на свет и тьму, цвета, симметрию-асимметрию, свойства пространства (верх, низ, узость, широта), пространственные характеристики объектов, звуки, ритм, запахи и т. д.), эмоции и чувства. Помимо биологических и психологических, существуют также эйдетические архетипы - древнейшие образы, такие как потоп, мировое древо, гора, яйцо, океан и т. п., а также большинство древних символов. К архетипам, вероятно, можно также отнести архетипические персоналии, выделенные К. Г. Юнгом, и некоторые другие антропоморфные образы (крестьянин, мастер, учитель, воин, врач и др.).

Более мобильными являются стереотипы - схематические стандартизированные образы или представления о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью, которые, тем не менее, претерпевают изменения со сменой поколений. Стереотипы образуют ментальные структуры, определяющие специфический колорит длительной фазы истории; они содержат глубокий пласт представлений и моделей поведения, претерпевающие медленные изменения со сменой поколений.

Архетипичность - это свойство концептов, составляющих ядро языкового сознания, обладать глубинным инвариабельным ядром значения, древним и универсальным для всего человечества. Стереотипность - это свойство концептов отражать стандартизированный коллективный опыт, внушаемый индивиду в процессе обучения и общения с другими и регламентирующий его поведение.

По-видимому, наличие более двух одинаковых реакций на тот или иной стимул может свидетельствовать об узуальности такой ассоциации в культуре в тот или иной период времени, если же этих реакций больше, причем они подкрепляются данными более раннего «Словаря ассоциативных норм русского языка» (1977 г.) - о ее стереотипности или архетипичности. Стереотипные и архетипиче- ские реакции могут отражать как линейный (синтагматический), так и системный (парадигматический) ход ассоциирования (например, муравей > маленький , доброта > красота ). Эти реакции часто носят «ценностный» характер, отражая важные ментальные фрагменты действительности в антропологическом концептуальном пространстве (например, смысл > жизни , делать > добро ).

На этапе верификации выводов анализа проводится ряд экспериментов, которые должны подтвердить или опровергнуть выводы о перлокутивном эффекте текста. Для подтверждения выводов об убедительности текста проводится анкетирование информантов (с привлечением Интернет-опросов) на предмет степени принятия топики того или иного текста (согласен - не согласен). Для подтверждения выводов о внушающем (суггестивном) воздействии текста проводится эксперимент по выявлению семантического дифференциала текста по классическим 15- ти факторам.

Отметим, что, несмотря на различия в интерпретации текста, уровнях его понимания и осмысления, имеется некий среднестатистический показатель того, насколько «приемлем» текст для читателей, а также насколько адекватно он ими понят. Выявлению этого показателя и способствуют эксперименты по оценке реципиентами основных топосов текста и его семантическому шкалированию.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Методика формирования пространственного мышления учащихся основной школы при построении модели к задачам
В нашей стране обучение математике сложилось таким образом, что около 40% содержания всего материала учебников по математике для начальной школы составляют текстовые задачи. И значительная часть времени на уроках математики отводится решению. Поэтому осуществление направленности этой части уроков н ...

Направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей. Работа по формированию ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики : · Принцип ненанесения вреда. · Принцип приоритета действительной ...

Личностная характеристика и профессиональная компетентность социального педагога
Профессиональная успешность социального работника определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. Для успешного взаимодействия социальный работник должен обладать следующими индивидуальными чертами: веселый характер, умение помочь, дружелюбие, вежливость, справедливост ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru