Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Статьи о педагогике » Комплексная методика исследования речевого воздействия произведения письменной речи

Страница 5

Анализ воздейственного потенциала «малых» средств текстовой локуции, то есть формальной оболочки текста, особенностей морфологических, лексикономинативных средств его оформления, синтаксических конструкций и др. Такого рода «микролингвистические» средства речевого воздействия описывались в ряде источников по психолингвистике, прагмалингвистике и теории текста, частности. С нашей точки зрения, лингвистические средства воздействия разных языковых уровней следует описывать как единую группу, поскольку все эти средства объединяет их суггестивная сущность. Их основные сти- листико-зкспрессивные функции так или иначе связаны с эмоциональноустановочным или эйдетико-когитивным внушением, увязываемым с тем или иным концептом. В тексте они играют роль суггестивных «якорей», управляющих непроизвольным вниманием и запоминанием, а впоследствии функционируют в качестве «триггеров», вызывающих соответствующую эмоцию, оценку или предметно-логическую ассоциацию, связанную с концептами.

Анализ малых средств текстовой локуции должен строиться именно с учетом их суггестивной функции. В каждом тексте действие того или иного фактора представлено в разной степени, соответственно, его суггестивный потенциал варьируется от текста к тексту, поэтому рационально отбирать средства, наиболее важные для данного конкретного текста. В обобщенном же анализе требуется привести основные суггестивные параметры в числовой вид.

Суггестивность формальной оболочки текста включает в себя фоносемантику (смыслы, ассоциирующиеся со звуковой оболочкой текста), фоностилистические характеристики (аллитерацию и ассонанс, ономатопею, ритм, рифмы, акцентно-просодическую конфигурацию), метаграфемику и креолизацию. Словообразовательные средства суггестии включают коннотативные особенности суффиксации, словосложения, сокращения и т. д., а также паронимии и парономазии, вызывающих эффект наложения или развития значений4.

Морфологические средства воздействия связаны с определенным восприятием частей речи. Подчеркнутое преобладание той или иной части речи, несомненно, оказывает на человека суггестивное воздействие. Так, многочисленные качественные прилагательные формируют оценки, конкретные существительные помогают нарисовать в воображении образы, так или иначе воздействующие на сознание, абстрактные существительные и глаголы общей семантики позволяют реципиенту спроецировать сообщение на свой личный опыт, акциональные глаголы косвенно побуждают к действию. Повелительное наклонение и его синонимичные формы делают любой глагол побудительным.

Лексический уровень анализа суггестивности предполагает исследование выбора слов и эквивалентных им сочетаний. Суггестивно-релевантной может быть эмоционально-оценочная лексика; лексика с устойчивыми стереотипносимволическими и культурными ассоциациями, выбор единиц синонимичной или конверсивной пары. Специфические номинации представляют особый интерес с точки зрения суггестивности. Механизм их воздействия заключается в «прозрачности» (реже - «затемненности») внутренней формы соответствующего слова, которая способна сама по себе быть носителем сигнификативного и коннота- тивного содержания, практически независимо от денотата, которое обозначает это слово. В число такого рода номинаций входят эвфемизмы, ярлыки и парафразы - слова, направленно фиксирующие в своем сигнификате конкретную точку зрения или «выпячивающие» то или иное свойство с помощью внутренней формы. Первые из них представляют действительность в более благоприятном свете, чем она есть с объективной точки зрения; вторые номинируют объекты, акцентируя их негативную семантику. В обоих случаях суггестивное действие заключается в том, что говорящий канализирует ассоциации, связанные с неким понятием, в конкретном ключе и закрепляет их. Парафразы могут представлять неблагоприятные или благоприятные факты нейтрально. Суггестивное действие парафразов заключается в смещении акцента с наиболее существенного признака на другие. Суггестивны также номинации с помощью иностранных слов, когда взамен исконных лингвокультурем, выросших из определенной философии и культуры и богатых смысловыми ассоциациями, появляются номинации с неявным смыслом, который можно развить в любом направлении, в частности, с помощью ассоциаций, противоречащих стереотипным .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о педагогике:

Описание организации и хода работы
Необходимое звено в процессе воспитания гуманности – нравственное просвещение, в процессе которого осуществляется понимание сути моральных норм, усваиваются и закрепляются нравственные суждения, вырабатываются моральные поступки окружающих людей. Произведенный нами по разработанному плану урок лите ...

Методика формирования пространственного мышления учащихся основной школы при изучении элементов геометрии
Известно, что геометрия как наука, первоосновы которой излагаются в школе, имеет своим предметом изучение пространственных форм и отношений реального мира. Научное познание этих форм и отношений возможно при наличии у человека развитого мышления и воображения. Такие качества приобретаются жизненным ...

Рисунок мелом на классной доске
Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первона ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru