Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой М.А

Статьи о педагогике » Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой М.А

Актуальность темы и проблемы исследования. В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.

Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.

В последние годы всё увереннее набирает силу процесс реализации регионального компонента, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющего стимулирующую роль и для развития самой педагогики как науки, и для совершенствования педагогической практики. «Конвенция о правах ребенка» (1989) признает ребенка полноценной и полноправной личностью как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.

Во 2-ой статье закона «Об образовании» Российской Федерации (1992г.) подчеркивается необходимость единства федерального культурного и образовательного пространства и в то же время провозглашается важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

В конституции Республики Башкортостан отмечается, что Республика Башкортостан устанавливает национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов, поддерживает различные формы образования и самообразования. В «Концепции дошкольного образования Республики Башкортостан» (2001г.) определены цели и задачи регионального дошкольного образования:

- формирование основ духовности личности;

- формирование базиса личностной культуры на основе ознакомления с национальной культурой народов Республики Башкортостан.

Задачи:

- формирование самосознания личности в контексте национальной культуры народов Башкортостана;

- развитие родной и русской речи как способ познания мира в качестве одного из важнейших инструментов формирования личности ребенка, средства передачи национальной культуры, социализации.

В региональных нормативно-правовых документах развитие дошкольного образования республики довольно подробно рассматриваются ведущие направления преобразования системы дошкольного воспитания и наряду с другими стратегическими задачами выдвинута проблема реализации регионального компонента дошкольного образования.

Наиболее значительную часть по степени влияния на воспитательно-образовательный процесс ДОУ Республики Башкортостан составляют образовательные программы:

- «Земля Отцов» автор Р.Х. Гасанова направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с бытом и жизнью родного народа, особенностями его характера, присущими этносу нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной культуры; воспитание патриотических чувств.

- «Мой край – Башкортостан» автор Ф.Н. Фазлыева программа направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.

- «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» Л.И. Марченко, данная программа представляет собой тип общеразвивающей программы следующей направленности: ребенок должен выйти из детского сада физически здоровым, эмоционально благополучным, интеллектуально развитым.

- Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского народного декоративно-прикладного искусства автор Колбина А.В. направлена на развитие у детей творческих способностей под влиянием традиций народного искусства и педагогики.

- «Лейсан» Р.Р. Агишева.

Они представлены в виде специализированных (парциальных) программ.

В многонациональных детских садах реализуется комплексная программа, по которой работают примерно 82% детских садов, является «Программа воспитание и обучение в детском саду» (под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С.). В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Но в «Программе воспитание и обучение в детском саду» ( под редакцией Васильевой М.А.) недостаточно уделено внимание содержанию регионального компонента.

На научно-теоретическом уровне следует отметить, что основу процесса реализации регионального компонента дошкольного возраста составляет: задача определения оптимального соотношения федерального и регионального компонентов (В.М. Петровичев, В.К. Шаповалов, Г.В. Ушамирская). В процессе реализации регионального компонента значимое для нашего исследования являются и исследования этнопедагогов, которые представлены в работах К.Ш. Ахиярова, Н.М. Ахмерова, Х.Х. Баймурзина, С.А. Мухамедьянова и др. В их трудах выявлены прогрессивные традиции народной педагогики, разработаны пути их использования в эстетическом, трудовом, физическом и нравственном воспитании.

Многие вопросы теории и практики этнопедагогического воспитания детей нашли отражение в ставших классическими работах И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

В трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леонтьева, Д.Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности.

Содержание дошкольного образования республики претерпевает существенные изменения. Появилась тенденция системного определения качества образования, включающего все его составляющие( образовательная среда, знания детей, нормативное программное и методическое, кадровое обеспечение) и др. Главным ориентиром стали интересы ребенка. В образовательной работе широко используются различные программы – комплексные, общеразвивающие, такие как: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Синтез», «Гармония», «Старт». Реализуются региональные программы и технологии: «Программа для башкирских детских садов», «Илхам», «Урал – мой край родной» и др., авторами которых являются Р.Л. Агишева, Р.Х. Гасанова, А.В. Колбина, Р.Б. Ураксина, А.Ф. Фазлыева и др.

Объект исследования: процесс реализации регионального компонента дошкольного образования.

Предмет исследования: обновление содержания программ регионального компонента на основе программы Васильевой.

Гипотеза исследования: процесс реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой М.А. будет эффективен при условии обновления содержания образования регионального компонента в младшем дошкольном возрасте.

Сформулированные объект, предмет и гипотеза исследования определяют его задачи:

- провести анализ процесса содержания региональных программ;

- выявить особенности содержания региональных программ;

- определить критериальную базу исследования;

- систематизировать результаты опытно-поисковой работы.

Методы эмпирического исследования:

- изучение результатов деятельности (дошкольников, родителей, воспитателей);

- анкетирование, наблюдение, опрос;

- обследование, изучение и обобщение педагогического опыта;

- педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость исследования:

- теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие «региональный компонент»;

- раскрыты цели, задачи и содержание программ регионального компонента в младшем дошкольном возрасте.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- содержательно и процессуально раскрыто содержание процесса реализации регионального компонента дошкольного образования и может реализоваться в практике работы ДОУ;

- материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования;

- разработанные методические материалы могут применяться для создания условий процесса реализации регионального компонента на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте.

Еще о педагогике:

Авторский взгляд на методику формирования мировоззрения
Нельзя жить, не осмысливая духовно жизнь. Без философии (своей, личной, жизненной) может быть нигилизм, цинизм . но не жизнь. Но ведь философия есть у каждого. Надо растить ее в себе, потому что она поддерживает жизнь в нас . Л.С. Выготский Педагогика должна быть философией или вообще не быть. М. Л ...

Изобразительные средства педагогического рисунка
Материалы, применяемые в педагогическом рисовании. В учебных помещениях наших школ, техникумов, институтов всегда есть классные доски, черного, коричневого, темно-зеленного цвета, на которых четко выделяются надписи или рисунки мелом. Классные доски изготавливаются из древесностружечной плиты, на к ...

Способы изготовления игрушек с подвижными частями. Материалы, оборудование, инструменты
Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru