Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования

Страница 1

Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России и в Республике Башкортостан. В системе дошкольного образования Республики Башкортостан вопросы регионализации нашли отражение в программных документах: «концепции развития башкирского национального образования»(1999г.), «Программе развития системы образования г. Уфы на 2001-2005гг. (дошкольное образование и воспитание)» (2001г.), «Программе развития образования в РБ на 2004-2008 гг.» (2003г.)

В настоящее время исследованиями по обновлению регионального содержания дошкольного образования занимаются такие ученые как Р.Р. Агишева, Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова, А.Ф. Фазлыева; вопросами эстетического воспитания дошкольников на примере башкирского искусства Ф.Г. Азибаева, А.В. Колбина, Р.Б. Ураксина.

В этих исследованиях особый акцент делается на проблемах регионального характера. Сейчас, когда провозглашена важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, это дало возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур. И теперь, когда регионы наделены правом выбора образовательной стратегии в соответствии с региональными условиями, это требует более глубокого научного анализа.

Какого же содержание понятий «регион», «региональный» и «компонент».

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение: «Регион (от лат. regio – страна, область) – крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая)». Новый энциклопедический словарь трактует данное понятие как «значительная по размерам территория, обладающая некоторой общностью природных условий».

Социологический словарь трактует значение слова «регион (от лат. regionalis – местный, областной: 1) область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения; 2) группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический или близкий по национальному составу и культуре, однотипичный по общественно-политическому устройству район мира. Регион (Толковый словарь Ожегова) – большая область, группа соседствующих стран или территорий, района, объединенные по каким-либо общим признакам. Экономический регион, географический.

Регион А.И. Чистобаев дает следующее определение понятия: «Регион – область, район, часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых, экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностей национального состава населения».

Ю.Н. Гладкий рассматривает понятие регион, как «комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе определенную и характерную часть поверхности Земли».

Каково же содержание понятия «региональный».

Словарь исторических терминов дает следующее определение: «региональный – местный, областной – относящийся к какой-либо определенной территории, району (региону), области, стране, группе стран, построенный по территориальным признакам». Другой автор В. Буданова утверждает – «региональный – это относящийся к конкретному региону (части страны, отдельные территории)»

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Практическое использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками
Основными задачами экологического воспитания дошкольника в возрасте 3-5-ти лет являются: 1) расширение представлений детей об окружающей природе; 2) углубление знаний о растениях и животных, окружающих их; 3) привитие детям любви и бережного отношения к природе; 4) развитие умений узнавать представ ...

Особенности декоративной композиции
Декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией. Выбранная для орнамента форма проходит сложный процесс преобразования, в результате чего она ...

Точное терминологическое и словесное описание стойки на голове с согнутыми ногами
Стойка на голове с согнутыми ногами выполняется из различных исходных положений и различными способами (толчком ног, силой, махом одной и толчком другой). При выполнении из упора присев толчком ног или силой поставить голову на верхнюю часть лба, прийти в стойку на голове и руках в группировке, уде ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru