Вопросам регионализации системы образования особое внимание исследователи стали уделять на рубеже 90-х годов. В этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом по России и в Республике Башкортостан. В системе дошкольного образования Республики Башкортостан вопросы регионализации нашли отражение в программных документах: «концепции развития башкирского национального образования»(1999г.), «Программе развития системы образования г. Уфы на 2001-2005гг. (дошкольное образование и воспитание)» (2001г.), «Программе развития образования в РБ на 2004-2008 гг.» (2003г.)
В настоящее время исследованиями по обновлению регионального содержания дошкольного образования занимаются такие ученые как Р.Р. Агишева, Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова, А.Ф. Фазлыева; вопросами эстетического воспитания дошкольников на примере башкирского искусства Ф.Г. Азибаева, А.В. Колбина, Р.Б. Ураксина.
В этих исследованиях особый акцент делается на проблемах регионального характера. Сейчас, когда провозглашена важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, это дало возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур. И теперь, когда регионы наделены правом выбора образовательной стратегии в соответствии с региональными условиями, это требует более глубокого научного анализа.
Какого же содержание понятий «регион», «региональный» и «компонент».
Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение: «Регион (от лат. regio – страна, область) – крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая)». Новый энциклопедический словарь трактует данное понятие как «значительная по размерам территория, обладающая некоторой общностью природных условий».
Социологический словарь трактует значение слова «регион (от лат. regionalis – местный, областной: 1) область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения; 2) группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический или близкий по национальному составу и культуре, однотипичный по общественно-политическому устройству район мира. Регион (Толковый словарь Ожегова) – большая область, группа соседствующих стран или территорий, района, объединенные по каким-либо общим признакам. Экономический регион, географический.
Регион А.И. Чистобаев дает следующее определение понятия: «Регион – область, район, часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых, экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностей национального состава населения».
Ю.Н. Гладкий рассматривает понятие регион, как «комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе определенную и характерную часть поверхности Земли».
Каково же содержание понятия «региональный».
Словарь исторических терминов дает следующее определение: «региональный – местный, областной – относящийся к какой-либо определенной территории, району (региону), области, стране, группе стран, построенный по территориальным признакам». Другой автор В. Буданова утверждает – «региональный – это относящийся к конкретному региону (части страны, отдельные территории)»
Еще о педагогике:
Особенности мотивационно-ценностного отношения младших школьников
к учебной деятельности
По данным исследований, первое место в мотивации учебной деятельности учащихся начальных классов занимают широкие социальные мотивы, второе — узколичные, третье — учебно-познавательные. Широкие социальные мотивы. В системе мотивов, — пишет Л. И. Божович, — побуждающих учебную деятельность младших ш ...
Понятие портфолио в образовании
Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций». Существует огромное разнообразие определений портфолио. «Портфолио – это коллекция определённой области» [3,68]. Некоторые исследователи рассматривают портфолио ка ...
Содержание работы по развитию лексикона
дошкольников
На основе анализа результатов, полученных в ходе исследования, нами были поставлены следующие задачи: Расширять словарный запас. 1.Вводить в активный лексикон детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы.) 2.Уточнять обобщающие понятия. 3.Расши ...