Разработка стандарта общего образования

Страница 1

Проблемы общего образования всегда занимали ведущее место в деятельности Академии. Она была создана, прежде всего, для научно-методического обеспечения совершенствования и развития отечественной школы. Поэтому проблематика школьного образования и сегодня - одно из ведущих направлений фундаментальных и прикладных исследований РАО. Данное направление можно назвать одним из системообразующих компонентов научно-исследовательской деятельности Академии в целом.

К середине прошлого века в стране была создана одна из лучших в мире систем школьного образования. Но ничто, не может существовать не развиваясь. В противном случае начинается застой. Это положение в полной мере относится и к системе образования.

Начиная с конца 1980-х гг. постепенно нарастает неудовлетворенность общества результатами школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям. К этому времени начали снижаться и рейтинги отечественного школьного образования по оценкам сравнительных международных исследований учебных достижений учащихся.

Важнейший поворот в развитии отечественной школы, иногда инициировал волюнтаристские стремления решить проблемы модернизации путем разрушения предметной структуры содержания образования, полного отказа от классно-урочной системы организации занятий и т.д. Одна из причин этого связана с тем, что в РАО в эти годы не были проведены исследования, направленные на анализ того, что в содержании школьного образования и в учебном процессе советского периода имеет непреходящую ценность и заслуживает дальнейшего развития, а что несовместимо с нынешним пониманием целей и назначения российской школы.

Неудовлетворенность значительной части общества качеством общего образования, понимание того, что нынешние образовательные результаты не могут в полной мере стать основой для успешной профессиональной карьеры и реализации жизненных устремлений выпускников, выразились, в конечном счете, в стремлении общества и государства сформировать новую, опережающую модель развития российской школы. Контуры этой модели были даны в ряде документов последних лет, в частности в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО), "Концепции модернизации российского образования", "Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" и ряде других. РАО приняла участие в разработке многих направлений, намеченных в этих документах, например, перехода старшей ступени школы на профильное обучение, единого государственного экзамена.

Что показал опыт работы по совершенствованию школьного образования в начале нынешнего века? Прежде всего то, что решать задачи развития школы необходимо комплексно и системно. Говорить о новых принципах оценивания, создавать новую систему итоговой аттестации без учета профильного обучения в старших классах невозможно. Разрабатывать требования к реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений без создания соответствующей нормативной базы - бессмысленно.

Все это создает необходимость интегрировать важнейшие направления совершенствования общего среднего образования в одном комплексном научном проекте, осуществляемом в рамках ФЦПРО. Он посвящен стандартам школьного образования второго поколения. Именно в нем старались воплотить в жизнь все наработки последних лет в области теории содержания образования, педагогической психологии, системы оценивания учебных достижений, методик отдельных учебных предметов, использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, управления образованием и многих других направлений фундаментальных и прикладных исследований РАО. Проект выполняется в русле стратегии решения задач социально-экономического развития России до 2020 г., приоритетного национального проекта "Образование", с учетом накопленного опыта инновационного развития школы, результатов ранее выполненных проектов ФЦПРО, апробации новых идей.

Когда образовательный стандарт рассматривался, как документ, определяющий содержание образования, то в его разработке в основном принимали участие методисты-предметники. Теперь, когда назначение стандарта во многом изменилось, когда он будет нормировать практически все важнейшие стороны работы школы, во многом определять весь уклад школьной жизни, необходимо изменить и состав тех, кто его создает. Это и методисты, и дидакты, и психологи, и физиологи, и гигиенисты, и экономисты, и юристы, и люди ряда других профессий. Сегодня в составе коллектива разработчиков стандарта, помимо членов и сотрудников большинства институтов РАО, ученые РАН, РАМН, МГУ и других вузов, региональных институтов развития образования, академий повышения квалификации и т.д. Всего более 400 человек.

Сегодня образовательный стандарт должен не служить средством фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Разработка стандарта общего образования
Проблемы общего образования всегда занимали ведущее место в деятельности Академии. Она была создана, прежде всего, для научно-методического обеспечения совершенствования и развития отечественной школы. Поэтому проблематика школьного образования и сегодня - одно из ведущих направлений фундаментальны ...

Взаимодействие современной школы и современного телевидения
. “образование” сегодня — это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации. “Активную” — потому что от потока нужно не отгораживаться, а смело черпать из него, фильтровать и брать по возможности все, что в нем найдется пусть и не “вечного”, но хотя бы “разумного, доброго”, ил ...

Симптоматика дисграфий
Симптомами дисграфии следует считать стойкие повторяющиеся ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием и неумением применять орфографические правила. Исследователи по-разному группируют дисграфические ошибки. Р.И. Лалаева соотносит ошибки с определенным видо ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru