В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности дошкольника, источником чего является народное искусство.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким - дошкольникам.
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живет только ценное, великое, идущее из глубины души. Интерьер жилых помещений постоянно изменяется, приобретая строгость линий и прямоугольных форм. Поэтому, украшая свой дом, люди тянутся к народному искусству, которое помогает сделать его праздничным и уютным.
До сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно предоставлена в практике воспитания детей. Увлекаясь народными росписями, воспитатели исключают большой раздел работы по декоративному искусству, связанный с созданием композиции, свободно заполняющей плоскость листа.
декоративное творчество старший школьник
Именно поэтому мы выбрали тему "Педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративной композиции".
В нашем исследовании мы попытаемся решить проблему одностороннего подхода к развитию детского творчества в декоративно - прикладном искусстве, направленного только на народные промыслы, что не обеспечивает полностью творческого самовыражения ребёнка.
Объектом исследования является декоративное детское творчество в целом, а предметом выступает сам процесс его развития.
Целью работы является выявление педагогических условий развития детского декоративного творчества.
Гипотеза исследования - это предположение о том, что для успешного развития детского декоративного творчества необходимо создать следующие условия:
сочетать знакомство с традиционными народными росписями с выполнением симметричных и асимметричных композиций на разных формах;
спланировать серию творческих заданий, направленных на создание декоративных композиций, свободно располагающихся на плоскости листа;
придать творческим заданиям игровой характер.
Задачами исследования мы поставили следующие:
1. изучить имеющуюся литературу по проблеме развития детского декоративного творчества;
2. проанализировать имеющиеся диагностики адаптировать их в соответствии с целями своего исследования.
3. разработать диагностику по определению уровня развития детского декоративного творчества и апробировать её;
4. разработать серию творческих заданий и апробировать их в соответствии с целями своего исследования.
Методами исследования мы выбрали анализ искусствоведческой, педагогической и художественной литературы; наблюдение, педагогический эксперимент, метод математической обработки результатов исследования, анализ детских работ.
Теоретической значимостью нашего исследования выступает приведение в систему материала по развитию детского декоративного творчества. Наибольшую практическую ценность мы видим в создании собственной диагностики, серии творческих заданий, которые могут быть использованы студентами, воспитателями ДОУ, руководителями изостудий.
Вышеперечисленные вопросы мы осветим в нашей дальнейшей работе.
Еще о педагогике:
Опытно-экспериментальная работа по развитию детского
декоративного творчества средствами декоративной композиции
Дошкольное образовательное учреждение №20 г. Кирово - Чепецка работает по программе "Радуга" Т.Н. Дороновой. В группе были созданы все необходимые условия для развития детского изобразительного творчества: на занятии и в свободном пользовании находились листы разного формата, наборы графи ...
Диагностика личности школьника
Исследование проводилось на базе ГУО «средняя школа города Бреста». Группа состояла из 6 мальчиков и 7 девочек. Эмпирическое исследование включает в себя: диагностику личности школьника; описание организации и хода эксперимента; итоговой диагностики. Важную задачу современной школы по воспитанию вы ...
Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития ...