Понятие декоративного искусства и его видов

Страница 1

Декоративное искусство - один из видов пластических искусств. Оно включает монументально-декоративное искусство экстерьера (витражи, мозаики) и интерьера (станковая живопись). Также существует оформительское декоративное искусство (промышленная графика, афиша) и декоративно-прикладное искусство. Декоративное искусство знакомит детей с культурой своего народа и народов мира, воспитывает патриотические чувства, уважение к труду людей, создавших эти произведения: способствует развитию чувства прекрасного, композиции, цвета, формирует технические навыки.

Декоративно-прикладное искусство - это вид декоративного искусства, призванный украшать повседневную жизнь, быт в соответствии с требованиями человека. Классифицируется по используемому материалу (металл, керамика, дерево и т.д.) и по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка и т.д.). По своему происхождению оно - искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение. Археологи по вещам определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы и вкусы людей, их отношение к окружающему. Вещи оказывают большое воспитательное воздействие. По словам В.А. Фаворского, восприятие мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека со стеклянных бус на шее матери. С кувшина для воды. С посуды на обеденном столе. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень.

Формообразование каждой вещи определяется ее прикладным, то есть чисто практическим назначением, что каждая часть вещи играет предназначенную ей роль в "работе" нераздельного целого. Это соответствие предмета его назначению, соподчинение частей, то есть целесообразность, вызывают у человека положительные эмоции, чувство признательности вещи и ее творцу. Создатель полезной вещи стремится наделить ее эстетическими качествами. Такое эстетическое преобразование прикладных вещей осуществляется декором, то есть украшением формы и ее поверхностей с помощью специальной художественной обработки. Эстетические качества материала, цвето-пластические свойства формы и другие внешние признаки вызывают в памяти чувственные образы пережитых явлений действительности, вовлекают вещь в окружающую ее природную и общественную среду, связывая ее с предметным миром, возбуждая этими связями у человека гамму разнообразных чувств. Вещь становится не только материально полезной, но и духовно значимой.

Вещь становится "чувственно представшей перед нами человеческой психологией". Созданная руками умельца, она несет на себе отпечаток многогранной человеческой личности, ее материальных и духовных нужд, а потому приобретает значение художественного произведения.

Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека - с созданием художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время эту область все чаще относят к дизайну. Включение в повседневную жизнь людей декоративного искусства, наряду с дизайном и архитектурой, эстетически ее обогащает, является источником эстетического воспитания.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Программа и структура эмпирического исследования
Приход в школу знаменует собой новый этап в жизни ребенка. Он оказывается в новой для него социальной ситуации, которая, прежде всего, связана с учителем, как наиболее значимым взрослым в этот возрастной период. Со временем учитель и ученик все больше вступают в контакты, строят межличностные отнош ...

Проблема дидактической игры как метод развития ребенка в истории педагогической мысли
Проблемы детской игры оказались в центре внимания с первых лет развития советского дошкольного воспитания. Методологической основой развития теории и практики детской игры стали марксистско-ленинские положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания. В сове ...

Факторы, влияющие на становление личности ребенка
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор— движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов). К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и др ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru