Задача: определить итоговый уровень развития детского декоративного творчества.
В эксперименте принимали участие те же дети экспериментальной группы. Диагностика была проведена 29го февраля 2008 года. Данные диагностики занесены в протокол.
Из протокола видно, что в экспериментальной группе после проведения цикла занятий у детей преобладает высокий и средний уровень развития декоративного творчества. На высоком уровне у нас находится 80% детей, на среднем 20%.
После поведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе 80% детей стали умело пользоваться как симметричной, так и асимметричной композициями, стремились передать стилевое единство, старались уравновешивать асимметричную композицию по цвету, форме и размеру цветовых пятен, старались передавать цветовую гармонию, строго повторять и чередовать элементы, экспериментировать с цветами и элементами. Развивалось творческое мышление детей, потому что на занятиях по рисованию дети стремились использовать полученные знания и умения.
Данные констатирующего и итогового эксперимента занесены нами в протоколы, что способствует более наглядной демонстрации развития детей в области декоративной композиции. Анализ данных демонстрирует нам положительную динамику развития. Таким образом, в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем развития возросло с 20% до 80%, причём в выборе композиционной схемы высокого уровня не было, а возрос до 40%, в цветовой гармонии остались на изначальном уровне, ритм и цветовое равновесие на 40%, оригинальность с 40% до 80%. Кроме того, большой плюс ещё и в том, что низкого уровня в умении использовать разные свойства декоративной композиции в итоговом эксперименте не наблюдалось не у кого из детей экспериментальной группы.
Следовательно, наша гипотеза о том, что при соблюдении определённых условий, а именно сочетание традиционных видов росписей и построений симметричной и асимметричной композиций на разных формах, планировании серии творческих заданий, направленных на создание декоративных композиций, свободно располагающихся на плоскости листа и придании творческим заданиям игровой характер, подтвердилась на практике.
В результате нашей работы дети свободно располагали на любой форме и уравновешивали орнамент, используя как симметричную, так и асимметричную виды композиций, используя соответствующий вид ритма (приложение 3, "Сюжетная композиция", "Буквицы").
Однако, проведя исследования, мы пришли к выводу, что зря не провели занятие по обучению изображения заслоняемости в композиции, поскольку дети в работе не использовали этот приём. Эта ошибка была связана с тем, что мы рассчитывали на умение детей подготовительной группы отображать заслоняемость предметов (приложение 3, "Сюжетная композиция", "Натюрморт с характером").
Таким образом, подводя итоги проведённой нами работы, мы можем сказать о том, что цель, поставленная нами в начале исследования, была достигнута: мы выделили ряд условий, способствующих развитию детского творчества средствами декоративной композиции. Были успешно решены задачи: мы изучили методическую литературу к теме, проанализировали и адаптировали имеющиеся диагностики, разработали свою и создали серию творческих заданий по развитию композиционных умений.
Пользуясь выбранными методами исследования, мы создали диагностику уровня развития детского декоративного творчества, что является практической значимостью работы.
Еще о педагогике:
Результаты экспериментальной проверки модели процесса обучения учащихся V
классов изготовлению изделий на сверлильном станке
Вся экспериментальная работа условно расчленилась на два периода – констатирующий и формирующий эксперименты. Сущность констатирующего эксперимента заключается в выявлении доступности и уровней качества знаний и умений учащихся, связанных с определением нового содержания обучения и форм деятельност ...
Анализ недостатков сформированности математических представлений и навыков
счета у младших школьников с ФФНР
В ходе исследования были достигнуты следующие результаты: 1 ребенок с высоким уровнем сформированности математических представлений и навыков счета; 4 ребенка со средним уровнем сформированности; 5 детей с низким уровнем сформированности математических представлений и навыков счета. Отобразим данны ...
Роль векторного пространства в формировании пространственного мышления учащихся
основной школы
Ряд зарубежных психологов во главе с известным психологом Ж. Пиаже считают, что процесс умственного развития является самостоятельным и независимым от обучения, он имеет свои собственные внутренние закономерности. Обучение может лишь задерживать или ускорять сроки появления у ребёнка соответствующи ...