Формирующий эксперимент по развитию декоративного творчества старших дошкольников

Страница 1

Формирующий эксперимент проводился с 4 февраля по 2 марта 2008 года. В процессе проведения формирующего эксперимента мы выявили педагогические условия развития детского декоративного творчества.

Первое условие - учёт опыта детей, который они приобрели.

Мы остановили свой выбор на организации кружкой работы, где дети создавали оригинальные работы. Мы старались в каждом занятии использовать игровую мотивацию для поддержания интереса и высокого уровня работоспособности у детей. Работа строилась на основе создания, в основном, асимметричных композиций, поэтому мы в работе с симметричной композицией ограничились занятием по истории создания орнамента: его источниках, функциях, практической значимости и процессе стилизации.

Вторым условием выступило создание блока творческих заданий.

Блок включает в себя восемь занятий:

1. "История возникновения орнамента".

2. "Колпак фокусника".

3 - 4. "Коллаж "Сюжетная композиция".

5 - 6. "Коллаж "Натюрморт".

7. "Передай настроение героя".

8. "Буквицы".

На выполнение работ в технике коллажа нам потребовалось по два занятия на тему, потому что у детей был слабо сформирован навык вырезания, поэтому много времени они расходовали на подготовку материала к своей композиции.

В процессе составления блока заданий мы использовали задания обучающего и творческого характера с учётом разных этапов усложнения творческих заданий. Но обучающие задания тоже несли в себе творческий характер, следовательно, не было заданий, направленных только на обучение. В любом из предложенных заданий упор делался на создание оригинального образа.

Занятия образовательного уровня мы использовали с целью ознакомления с орнаментом, обучения способам построения асимметричной декоративной композиции, потому что в творческих заданиях требовались знания основных понятий и определённых способов построения композиции, свободно располагающейся на плоскости. Творческий уровень проявлялся с самого начала наших занятий: сначала мы работали с готовым материалом, выполняя коллаж, выбирая самостоятельно элементы композиции, подбирая форму, компонуя элементы на форме и подбирая, по возможности, цветовую гармонию. На последующих занятиях дети уже работали, придумывая собственный сюжет и закрепляя полученные навыки работы, то есть дети создавали свою собственную композицию с учётом формы, размера и цвета элементов, правил уравновешивания композиции и учётом формы листа. И, наконец, детям было предложено работать в цвете, передавая сначала настроение, характер героев сказки, а затем оживляя знакомые им буквы. Дети старались соблюдать цветовую гармонию, размер и форму цветового пятна, правильно и красиво располагать элементы на свободной плоскости листа. В процессе освоения детьми асимметричной композиции у них возникали некоторые трудности, связанные с её уравновешиванием. Проблемы, связанные с цветовой гармонией, возникали чаще, поскольку не все дети чувствовали цвет, не имели представлений о цветовых сочетаниях. Кроме того, детям трудно было придерживаться стилевого единства, поскольку знания об этой стороне декоративно - прикладного искусства у них не имелись.

Обучающий уровень тоже носил творческий характер, поскольку во время обучения дети выполняли различные творческие задания, направленные на развитие композиционных навыков: они составляли узор из предложенных форм, распределяли симметричную и асимметричную композицию, соблюдая определённый вид ритма.

Третье условие заключается в игровом характере выполняемых творческих заданий. Составляя задания, мы старались придать им игровой характер разными средствами - чтение сказок для передачи настроения героя в цвете, шутливые занятия по оживлению буквиц, игры на составление узора, фокусы для задания по изготовлению колпаков фокусников. Минусом этого задания было то, что колпаки были плоскостными, а не объёмными, которые можно было бы надеть на голову. Данные приёмы поддерживали интерес к работе, прекрасно мотивировали предстоящую деятельность, благодаря им нам удалось развить у детей чувство стилевого единства (приложение 3, "Натюрморт с характером"), цветовую гармонию (приложение 3, "Сюжетная композиция"), умение уравновесить асимметричную композицию (приложение 3, "Буквицы").

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Виды контроля
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово­дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана­лиз ...

Методы и приемы воспитания
Метод воспитания (от греческого “методос” - “путь”) - это путь достижения заданной воспитательной цели. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы воспитания - это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеж ...

Технология индивидуально – ориентированной системы обучения
Для осуществления поставленной цели, а именно реализация индивидуального подхода в преподавании генетики, мы опирались на технологию индивидуально – ориентированной системы обучения, разработанную кандидатом психологических наук, доцентом КГПУ, научным руководителем лаборатории ИПК РО и краевого ин ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru