Методика обучения учащихся изготовлению изделий на сверлильных станках

Статьи о педагогике » Методика обучения учащихся изготовлению изделий на сверлильных станках

На нынешнем этапе развития общества и образования определены основные направления модернизации общеобразовательной школы. Это развитие направлено на совершенствование индивидуальных способностей личности школьников, на углубление дифференцированного обучения учащихся и обеспечение развития среднего школьного образования в соответствии современному научно-техническому прогрессу.

Происходящая сегодня перестройка системы образования преследует цель создать условия для всесторонне развитой личности, достижения высокого интеллектуального, нравственного, эстетического уровня в воспитании и образовании молодежи. Именно эти качества дадут возможность повысить интеллектуальный потенциал государства, развить современное производство, усилить влияние гуманистических идей, поднять престиж духовных ценностей.

Важнейшей чертой современного производства является все более широкое внедрение гибких технологий, что ведет к увеличению творческого начала и более совершенного технического развития школьника, когда все шаблонное передается технике, а функция человека перестраивается на разработку и переналадку оборудования для выпуска новой, оригинальной, пользующейся спросом продукции. Отсюда ясно, что возрастающий приоритет в промышленном производстве приобретают рабочие широкого профиля (станочники, наладчики, операторы, ремонтники и др.). Это требует новых подходов к содержанию и методам трудовой и политехнической подготовки учащихся. В настоящее время выпускник школы должен быть конкурентоспособным, как для продолжения образования, так и для нахождения своего места в трудовой деятельности.

Большие возможности эффективного решения поставленных задач заложены в содержании образования, но еще большие возможности заключены в методах обучения и в принципах организации учебно-воспитательного процесса. Значительный вклад в развитие проблемы в плане разработки принципов, методов, форм обучения внесли Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Ш. Огородников, М.Н. Скаткин, по совершенствованию методов обучения – А.Н. Алексюк, Б.И. Коротяев, М.И. Левина.

В последние годы содержание, формы и методы трудового обучения исследовали: П.Н. Андрианов, П.Р. Атутов, Н.И. Бабкин, С.Я. Батышев, В.А. Горский, А.П. Журавлева, Е.А. Климов, В.И. Кочнев, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Д.А. Тхоржевский, Ю.Л. Хотунцев и др.

Дидактические основы обучения учащихся образовательной области «Технология» раскрыты в работах П.Р. Атутова, В.Д. Симоненко.

За всю историю развития педагогики учеными было собрано и разработано множество методов обучения. Методы делят на различные группы в зависимости от критерия классификации. Именно методы обучения взаимодействуя друг с другом создают модели обучения, которые позволяют активно влиять на учебно-познавательную деятельность учащихся. Для этого используют все многообразие методов организации обучения и осуществления познавательной деятельности школьников. К таким методам относятся: наглядные методы, практические методы, словесные методы, репродуктивные и поисковые методы и другие методы обучения.

Одной из основных задач в подборе групп методов обучения является обязательная направленность их на создание целостной картины процесса обучения. Воздействие методов должно быть направлено на такие аспекты учебно-познавательной деятельности учащихся, как восприятие учебного материала, его осмысление и дальнейшее применение полученного материала на практике.

Исходя из указанных требований, анализа проблем, стоящих перед современным образованием сегодняшних школьников, вскрыл основные качества личности, необходимые современному выпускнику. К таким качествам личности можно отнести: профессиональную мобильность и самостоятельность, а также предельный уровень творческо-технического мышления, ответственного за практическое воплощение имеющихся знаний в умения. Таким образом, становится актуальным овладение школьниками умениями и навыками работе на сверлильном станке. Сверлильный станок является платформой для изучения учащимися наиболее сложных станков, таких как токарно-винторезный и фрезерный станки.

В тоже время педагогической наукой недостаточно уделяется внимания проблеме формирования технологических умений и навыков на практических занятиях по технологии, в частности разработки и подбора оптимальных методов и средств обучения учащихся изготовлению изделий на сверлильном станке. Поэтому в практике общеобразовательной школы и учителя, и учащиеся испытывают трудности в реализации программного материала при работе с металлом, что отрицательно сказывается на овладении учащимися практическими умениями и качественном выполнении технологических и станочных операций, выработке рациональных приёмов труда.

Таким образом, исследование процесса формирования практических умений и навыков учащихся работе на сверлильном станке остается весьма актуальным. Это и обусловило выбор темы нашего исследования – «Методика обучения учащихся изготовлению изделий на сверлильных станках».

Целью исследования является разработка, обоснование и экспериментальная проверка содержания, форм и методов обучения учащихся V классов изготовлению изделий на сверлильных станках.

Объектом исследования является процесс и результат обучения учащихся в образовательной области «Технология».

Предметом исследования данной работы является содержание, формы и методы обучения учащихся V классов работе на сверлильных станках.

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что методика обучения учащихся изготовлению изделий на сверлильных станках будет эффективной, если:

рассмотрены теоретические основы обучения учащихся в образовательной области «Технология»;

проанализировано содержание обучения учащихся в программах образовательной области «Технология»;

выявлены методические приемы обучения учащихся V классов изготовлению изделий на настольно-сверлильных станках в слесарных мастерских;

получены положительные результаты опытно-экспериментальной проверке содержания, форм и методов обучения учащихся изготовлению изделий на настольно-сверлильных станках.

Задачи курсовой работы:

Выявить социально-педагогические проблемы технологического образования на современном этапе развития общества и образования.

Провести анализ программ образовательной области «Технология» с целью выявления содержания обучения учащихся работе на сверлильных станках.

Разработать оптимальную модель процесса обучения учащихся V классов изготовлению изделий на настольно-сверлильных станках.

Экспериментальная проверка эффективности предложенной методики.

Методы исследования: изучение педагогической, эстетической, методической и технической литературы, анализ программ общеобразовательной школы, изучение опыта школ, педагогический эксперимент, сравнение, обобщение.

Эмпирической базой экспериментальной части курсовой работы является СОШ №12, города Новороссийска Краснодарского края.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке методики обучения учащихся V классах изготовлению изделий на сверлильных станках и практическом внедрении методики в практику СОШ №12 города Новороссийска Краснодарского края.

Положения, выносимые на защиту:

Теоретические основы обучения учащихся работе на сверлильных станках в образовательной области «Технология».

Анализ содержание обучения учащихся в программах образовательной области «Технология».

Модель процесса обучения учащихся V классов работе на сверлильных станках в слесарных мастерских.

Положительные результаты опытно-экспериментальной проверке содержания, форм и методов обучения учащихся V классов изготовлению изделий на сверлильных станках.

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы работы, анализируется состояние проблемы в теории и практике, определяются объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и методы исследования, практическая значимость исследования и положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Методические основы использования модульного обучения учащихся 5 классов работе на сверлильном станке на уроках технологии» раскрыты вопросы, составляющие эмпирико-теоретические предпосылки исследования.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка модели процесса обучения учащихся V классов работе на сверлильном станке» характеризуются методика и результаты констатирующего и формирующего эксперимента (раздельно по каждому виду) по обучению учащихся изготовлению изделий на настольно-сверлильных станках.

В заключение курсовой работы подводятся общие итоги исследования, делаются выводы.

Еще о педагогике:

Особенности проявления ФФНР у детей младшего школьного возраста
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями: Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] – [ф], вместо [р], [л] – [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие ...

Становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности
Младший школьный возраст (с 6-7 лет до 9-10 лет) определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребен ...

Особенности развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: - раскрытие содержания понятий: «развитие», «внимание», «внеурочное время»; - раскрытие особенностей психолого-педагогического развития первоклассников; - раскрытие особенности развития внимания первоклассников. Прежде, чем раскрыть особенности развития внимания ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru