Изменения содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе. Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления о геометрических фигурах и форме предмета. Однако дошкольники не всегда понимают смысл выполняемых ими действий, они выполняют их механически. По мнению Ерофеева Т.И. причина такого положения и заниженный уровень знаний и представлений детей данного возраста обусловлен отнюдь не их психолого-физиологическими возможностями, а в значительной мере объясняется несовершенством форм и методов обучения.
А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева считают, что формирование у дошкольников математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
Перова М.П. считает что главное место в жизни ребенка занимает игра. Это ведущая деятельность ребенка непременный спутник жизни, поскольку первоисточником знаний детей о действительности является ощущение, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования представлений о форме предметов и о геометрических фигурах.
Детская игра является центральной проблемой дошкольной педагогики и детской психологии. Все основные направления психологического развития личности интегрируются в игровой деятельности, формирующей неповторимый и еще малоизучаемый мир ребенка.
Детская игра привлекает к себе внимание науки как многоплановая проблема и рассматривается в различных аспектах. Изучение концепции детской игры свидетельствует об интенсивных попытках ученых стран интегрировать различные подходы к ней, пересмотреть само понятие игры, сделать его более современным и инструментальным.
В исследовании А.К. Бондаренко, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра позволяет значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, в том числе в психологическом развитии детей.
А.Н. Леонтьев отмечал, что дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
В науке и практике утвердилось положение о том, что дидактическая игра – эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется "в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах". Кроме того, понятие "дидактическая игра" порой практикуется упрощенно. Многие формы организации отдельных фрагментов обучения называются дидактической игрой даже тогда, когда они таковой не являются.
Цель: Выявить роль дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить знания старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета.
3. Показать возможности использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: Образовательно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении.
Предмет: Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Гипотеза: Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета будет происходить более эффективно, если использовать дидактические игры с математическим содержанием.
Методы исследования:
теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы; программно – методической документации; педагогического опыта
педагогический эксперимент
педагогическое наблюдение.
Практическая значимость: разработана примерная серия дидактических игр по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов. Может быть использована в группах старшего дошкольного возраста.
Организация исследования: Исследование проводилось в 2004-2006 г. в детском саду "Звездочка". В экспериментальных исследованиях участвовало 50 детей старших групп.
Апробация результатов: материалы исследования рассматривались на заседаниях кафедры и на предварительной защите ТиМППД КарГУ им. Е.А. Букетова, педагогическом совете детского сада "Звездочка".
Еще о педагогике:
Планирование работы в системе дошкольного образования
Всякий управленческий цикл начинается с определения и постановки задач, которые находят свое отражение в функции планирования, Сущность планирования заключается в рациональном распределении времени коллективного и индивидуального труда работников дошкольных учреждений, необходимых для достижения по ...
Эмоциональное благополучие ребенка
Эмоциональное благополучие ребенка есть устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в учебном (воспитательном) учреждении, основой которого является удовлетворение его возрастных социальных потребностей (позитивная Я-конценция, успешность в сфере общения и познавательной деятельности ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
общеобразовательной школы
Общепризнано, что дети развиваются в процессе роста. Однако понимание закономерностей, по которым происходит это развитие, нередко носит ошибочный характер. На протяжении многих лет некоторые авторы придерживались той точки зрения, что все свойства, характеризующие взрослого человека, заложены уже ...