На заключительном этапе исследования для проверки эффективности использования дидактических игр и был сделан контрольный срез. Для контрольного среза с детьми были проведены занимательные игры "Танграм", "Пифагор", "Волшебный круг".
Таблица 3 Данные контрольного среза отражены в таблице 3 (в %).
Группа |
Узнавание и называние геометрических фигур |
Нахождение предметов различной формы в окружающей обстановке |
Умение составлять заданные фигуры из геометрических фигур |
Понимание значения слова "эталон" |
Умение анализировать изображения предметов сложной формы, составленной из геометрических фигур |
Знание дидактических игр с геометрическими фигурами | ||||||
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после |
до |
после | |
Контрольная |
40 |
60 |
42 |
61 |
42 |
62 |
28 |
60 |
41 |
63 |
40 |
61 |
Экспериментальная |
39 |
90 |
41 |
91 |
40 |
92 |
28 |
90 |
44 |
94 |
38 |
92 |
Как показывают данные таблицы, 90% детей экспериментальной группы узнают и называют геометрические фигуры, а в контрольной группе знания о геометрических фигурах повысились, но не в значительной степени (60%). Умели находить предметы различной формы в окружающей обстановке 91% детей экспериментальной группы, в контрольной группе эти умения составляют 61%. 92% детей экспериментальной группы умеют составлять заданные фигуры из геометрических фигур. В контрольной группе умения составлять заданные фигуры из геометрических фигур, составляет 62:. 90% детей экспериментальной группы после проведения обучения понимали значение слова "эталон", а в контрольной группе понимание слова "эталон" увеличилось, но не в достаточной степени. Также после проведения обучения 94% детей экспериментальной группы умели анализировать изображения предметов сложно формы, составленных из геометрических фигур, а в контрольной группе эти умения составляют 63%.
После проведения обучения 92% детей экспериментальной группы знали и называли дидактические игры с геометрическими фигурами, а в контрольной группе знание дидактических игр с геометрическим фигурами недостаточны (61%).
Таким образом, результаты контрольного среза показали эффективность использования дидактических игр при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета.
В нашей работе изучались вопросы формирования представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.
1. Анализ психолого-педагогической литературы выявил, что формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета является важной частью математического развития старших дошкольников. При этом подчеркивается, что полноценное формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета возможно при использовании дидактических игр с математическим содержанием.
2. Изучение опыта работы в методической литературе, наши наблюдения в детском саду показали, что дидактические игры дошкольников используются от случая к случаю, что негативно отражается на процессе усвоения детьми математических знаний.
3. Констатирующий эксперимент показал, что у детей на низком уровне сформированы знания о геометрических фигурах и форме предметов. Дети почти не знают дидактических игр с математическим содержанием. Всего несколько детей могли назвать игры "Чудесный мешочек", "Составь цветок".
Еще о педагогике:
Модели и моделирование в процессе обучения
Модель - очень широкое понятие, включающее в себя множество способов представления изучаемой реальности. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сл ...
Факторы трудновоспитуемости подростков
Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства. В полной мере к этой категории могут быть о ...
Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений и их содержание
Патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий. Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789—1793 гг. Патриотами называли себя борцы за народное дело, защитники республики ...