Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы

Статьи о педагогике » Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста » Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы

Страница 1

Общепризнано, что дети развиваются в процессе роста. Однако понимание закономерностей, по которым происходит это развитие, нередко носит ошибочный характер.

На протяжении многих лет некоторые авторы придерживались той точки зрения, что все свойства, характеризующие взрослого человека, заложены уже в самом зародыше, процесс же развития сводиться к постепенному развертыванию и вызреванию врожденных задатков. Согласно этой теории, которая носит название теории преформизма (предобразования), следует, что весь процесс развития определяется наследственностью, а воспитание – лишь внешнее условие для выявления врожденных задатков. Указанная теория механистическая, количественная трактовка проблемы развития. Она не позволяет правильно понять истинные закономерности развития и формирования высших психических функций у детей.

Сложный процесс развития личности обусловлен единством биологических и социальных факторов. Это единство, как писал Л.С. Выготский, не выступает в виде механического, статического сочетания наследственных и средовых факторов, а представляет собой единство сложное, дифференцированное, динамическое и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития ребенка. Поэтому для правильного понимания процесса психического развития ребенка важно определить роль и значение каждого из этих факторов.

Любой психический процесс в своем развитии несет в себе как наследственные предпосылки, так и влияние среды. Но удельный вес этих влияний различен для разных сторон психики, в разном возрасте и т.д. Процесс развития ребенка имеет ту характерную особенность, что на каждом последующем возрастном этапе происходят не только количественные изменения, но возникают новые свойства и качества личности. Возникновение нового и является главным и основным признаком развития ребенка.

В процессе развития формируются не только сами психические процессы, но и сложная взаимосвязь и взаимоотношения между ними, что обеспечивает развитие структуры сознания в целом, а уровень сознания в свою очередь определяет дальнейшее развитие каждого психического процесса и отдельных форм сознательной деятельности.

Для развития психики человека характерно неодновременное и неравномерное формирование различных психических функций.

Каждая психическая функция, в процессе своего формирования имеет, как указывал Л.С.Выготский, свой оптимальный этап развития, который падает на период главенствующего положения этой функции в сознании.

К началу школьного возраста такая доминирующая роль в сознании принадлежит мышлению. Развиваясь в этот период наиболее интенсивно, под влиянием уже достигших определенного уровня восприятия, памяти, речи, внимания и других, мышление оказывает преобразующее влияние на их дальнейшее развитие.

Рассмотрим развитие ребенка младшего школьного возраста, не имеющего отклонений в психическом развитии более конкретно.

Двигательные функции: эти функции получают весьма значительное развитие. Совершенствуется координация движений. Часто в этом возрасте дети начинают заниматься различными видами спорта (плавание, гимнастика, легкая атлетика и другими).

Речь. В процессе систематического обучения получают значительное развитие устная и письменная речь. Дети овладевают все более совершенным употреблением слов и предложений, у них возрастает словарный запас. Они начинают употреблять значительное количество слов не только в устной, но и в письменной речи. Качественное изменение обоих видов речи оказывает большое положительное влияние на интеллектуальное развитие школьников.

Психика. В процессе обучения развиваются зрительное и слуховое внимание. Возникает способность активно и произвольно направлять свое внимание, удерживать и сосредотачивать его на определенном объекте деятельности.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников
Исследуя особенности восприятия геометрических фигур детьми А.А. Столяр приходит к вводу, что геометрическое мышление" вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии "геометрических знаний" у детей прослеживается несколько различных уровней. Первый уровень характеризуе ...

Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте
Основная цель формирующего эксперимента: развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки, проза), слушанию и исполнению музыкальных произведений, выделению красоты сезонных изменений в природе, предметах окружающей действительности (ц ...

Особенности становления и развития мировоззрения старшеклассников
Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой уже появляются в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень мало детских черт, которые у подростков преобладают и соседствуют с не всегда удачными попытками вести себя по-взрослому. Вместе с тем старшеклас ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru