Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр

Статьи о педагогике » Использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста » Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр

Страница 1

В контрольной группе продолжалось обучение по программе. В экспериментальной группе проводится формирующий эксперимент.

В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Прежде чем начать исследовательскую работу по формированию у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с детьми проводилась предварительная работа.

В предварительную работу вы включили упражнения, разделенные на следующие группы:

1. Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке-чертеже, в окружающей обстановке;

2. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования;

3. Упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойство геометрических фигур;

4. Упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур.

Рассмотрим подробно каждую группу проводимых упражнений, на основе которых проводилась предварительная работа.

По формированию представлений о геометрических фигурах и форме предмета с детьми экспериментальной группы.

1. Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке – в этих упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрическую фигуру, выделять ее из рисунка. Сначала предлагали рисунки, составленные из отдельных фигур (ни одна фигура не накладывается на другую – не требует особо глубокого анализа изображения). Затем предлагаем рисунки более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие фигуры. Выделение фигур в окружающей обстановке связано с определением формы предметов посредствам сравнения их с геометрическими фигурами как сенсорными эталонами формы.

1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунке? (рис. 1) Из каких геометрических фигур состоит рисунок? Найди и назови все геометрические фигуры на рисунке.

2. Сколько на рисунке (рис. 2) треугольников (квадратов, кругов, четырехугольников, овалов, многоугольников)? Закрась круги желтым карандашом, квадраты зеленым, а треугольники синим.

3. Сравни рисунки (рис. 3, 4, 5, 6). Чем они похожи? Чем отличаются? Из каких геометрических фигур состоят?

4. Сколько треугольников на рисунке? (рис. 7)

5. Сколько квадратов, прямоугольников, четырехугольников на рисунке? (рис. 8)

6. Сколько на рисунке (рис. 9) треугольников, четырехугольников? Какие еще геометрические фигуры ты видишь?

7. Найди на рисунке (рис. 10) указанное количество фигур (например, 5 треугольников, 4 прямоугольника, 2 квадрата и т.д.).

8. Из каких фигур состоят флажки? (рис. 11)

9. Игра "Волшебные очки". Для игры нужно изготовить специальные очки со "стеклами" разной формы (рис. 12). Надев такие волшебные очки, можно видеть предметы той формы, которая соответствует форме "стекла".

Игра "Помоги художнику". Помоги художнику превратить эти геометрические фигуры (рис. 13) в какие-нибудь предметы, животных и т.п.

2. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования – упражнения направлены на развитие умений работать по образу: анализировать образец, выделяя его составные части (т.е. геометрические фигуры); синтезировать части в целостный образ, тождественный образцу. Упражнения этой группы можно разбить на три подгруппы:

1. Упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся такие геометрическими фигурами. Сначала показываю детям разные способы разбиения фигур: разрезание ножницами, т.е. реальное разделение; перегибание; проведение необходимых линий (отрезков).

Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось: 2 прямоугольника; 2 треугольника; 4 квадрата; 4 треугольника; 4 прямоугольника; 1 квадрат и 4 треугольника.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Культура письма при конспектировании лекций
В современных условиях, как известно, более широко практикуется конспектирование, ведущееся одновременно со слушанием лекции. Такое конспектирование, если оно правильно поставлено и не является самоцелью, имеет известное вспомогательное значение для студентов. Конспектирование является средством ра ...

Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений и их содержание
Патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий. Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789—1793 гг. Патриотами называли себя борцы за народное дело, защитники республики ...

Диагностическое изучение эмоциональных состояния детей до эксперимента
Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне его подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, каки ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru