В исследованиях участвовало 2 группы (50 детей) старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе КГКП ясли-сад №16 "Звездочка" г. Караганды и включало в себя:
1. Констатирующий эксперимент.
2. Формирующий эксперимент.
3. Контрольный эксперимент (контрольный срез).
Дети были условно разделены их контрольную и экспериментальную группы.
В констатирующем эксперименте ставились следующие задачи:
1. Выявить знания старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета.
2. Изучить постановку работы в детском саду "Звездочка" по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.
В констатирующем эксперименте, работа проводилась индивидуально с каждым ребенком.
Детям предлагались следующие задания:
1. Узнать и назвать геометрические фигуры (плоскостные и объемные)
2. Объяснить значение слова "эталон".
3. Назвать дидактические игры с геометрическими фигурами.
Задание 1. Узнать и назвать геометрические фигуры (плоскостные и объемные).
Детям последовательно показывались геометрические фигуры и просили их назвать.
Вначале показывались плоскостные геометрические фигуры:
- круг
-квадрат
-прямоугольник
-треугольник
Дети называли те фигуры, которые они узнавали и знали в процессе показа. Ответы детей фиксировались и отражены в таблице 1.
Затем показывались объемные геометрические фигуры :
шар
куб
цилиндр
многоугольник
овал
призма
Дети также называли знакомые им объемные геометрические фигуры. Эти ответы также фиксировались и отражены в таблице 1.
Задание 2. Объяснить значение слова "эталон".
Перед детьми были выставлены предметы различной формы:
кубик
кирпичик
рамка
тарелка
яйцо
зеркальце
стакан
Рядом были разложены плоскостные и объемные геометрические фигуры. Детям было дано задание подобрать к каждому предмету свой эталон. Действия и ответы детей фиксировались и отражены в таблице 1.
Задание 3. Назвать дидактические игры с геометрическими фигурами.
Ребенку предлагалось вспомнить дидактические игры с геометрическими фигурами, которые использовались на занятиях по математике. Ответы детей фиксировались и отражены в таблице 1.
Полученные в констатирующем эксперименте данные отражены в таблице 1.
Таблица 1 Знание дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов (в %)
группа |
Узнавание и называние геометрических фигур |
Понимание значение слова эталон |
Знание дид.игр с гео.фиг | ||||||||
плоскостные |
объемные | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
призма | |||
Контр. |
40 |
42 |
40 |
42 |
36 |
35 |
33 |
35 |
33 |
28 |
40 |
Экспер. |
38 |
39 |
38 |
39 |
34 |
33 |
30 |
32 |
30 |
28 |
38 |
Еще о педагогике:
СМК на современном этапе развития общества. Понятие, функции
Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), c помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. Тысячу лет назад ч ...
Анализ и решение текстовых задач по методу В. Лебедева
В. Лебедев считает, что то, что в школьном курсе математики решение текстовых задач считается одним из самых сложных для восприятия и усвоения учащимися разделов, связано с неразработанностью аналитического аппарата, который бы позволял рассматривать любую текстовую задачу как систему, в независимо ...
Педагогический эксперимент
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. В специальной литературе дано следующее определение педагогическому эксперименту: «Педагогический эксперимент – исс ...