Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

Страница 7

Делая сравнительный анализ (таблица 5) возможностей употребления этих глаголов в экспрессивной речи дошкольниками с ОНР и детьми без речевой патологии, можно сделать вывод, что дошкольники с ОНР находятся на более низком уровне, по сравнению со сверстниками без речевой патологии.

Кроме того, сравнив возможности понимания и употребления возвратных глаголов в импрессивной речи (таблица 5) и в экспрессивной речи, можно заметить, что у дошкольников с ОНР возникали трудности на уровне смыслового подбора нужной формы глагола, тогда, как в импрессивной речи больших затруднений не возникало.

При исследовании словообразования глаголов от имен существительных дошкольниками с ОНР в шестом задании, мы можем заметить, что дети этой группы недостаточно владеют этим способом словообразования. Можно отметить следующие ошибки: замены продуктивных аффиксов менее продуктивными, словообразование по аналогии (зама - зимовать, рыба - рыбовать). Дети экспериментальной группы допускали аграмматизмы, связанные:

А) с игнорированием чередования согласных в корне (стучать - «стукать»),

Б) с заменой менее продуктивного суффикса на более продуктивный (рыбачить – «рыбовать», «рыбка») и т.д.;

В) с повтором слова-стимула без изменения вслед за экспериментатором, не смотря на неоднократные возвраты к примерам, которые давались в начале задания.

Это можно объяснить тем, что в сознании ребенка не закрепились модели – типы словообразовательных морфем с определенным значением. Также ошибки при словообразовании глаголов от существительных связаны с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте. Дети с речевой патологией достаточно уверенно называли слова, которые часто употребляются в разговорной речи (ужинать, завтракать, обедать). Сделав сравнительный анализ (таблица 6), можно заметить различия в уровне сформированнсти суффиксального словообразования глаголов у детей экспериментальной и контрольной групп.

Таблица 6

Сравнительный анализ состояния словообразования глаголов от имен существительных

Группа

Количество детей, имевших соответствующий уровень

Высокий уровень(1)

Выше среднего(2)

Средний уровень(3)

Ниже среднего(4)

Низкий уровень(5)

Экспериментальная

-

-

4

5

1

Контрольная

2

2

4

2

-

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще о педагогике:

Роль и место физкультурно-оздоровительной работы в школе
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. В последние годы эта работа наряду со сложившимися ...

График учебного процесса
График учебного процесса определяет календарные сроки всех видов учебных занятий, экзаменационных сессий, каникул, выполнения дипломных проектов, проведения производственных практик, сдачи государственных экзаменов. График учебного процесса — составная часть учебного плана, которая содержит (в табл ...

Практическое использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками
Основными задачами экологического воспитания дошкольника в возрасте 3-5-ти лет являются: 1) расширение представлений детей об окружающей природе; 2) углубление знаний о растениях и животных, окружающих их; 3) привитие детям любви и бережного отношения к природе; 4) развитие умений узнавать представ ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru