Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

Страница 5

Также можно говорить о том, что дети с ОНР лучше владеют словообразованием глаголов в импрессивной речи с опорой на картинку, тогда как в экспрессивной речи им сложнее образовать глагол с точным значением.

Целью исследования четвертого задания была выявление возможностей словообразования глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи.

При проведении первой части задания (исследование словообразования таких глаголов в импрессивной речи), сделав сравнительный анализ выполнения (таблица 4), можно заметить, что дети с ОНР в разной степени владеют возможностью словообразования таких глаголов в импрессивной речи, тогда, как дошкольники без речевой патологии показали только высокий уровень. Видим, что дошкольники с ОНР довольно неплохо дифференцируют на слух глаголы совершенного и несовершенного вида, по сравнению с дошкольниками без речевой патологии, хотя некоторые дети с речевой патологией не смогли показать картинку с изображением «лезет и залез на дерево, сажает и посадила рассаду». Это обусловлено трудностями дифференциации в импрессивной речи значений аффиксальных словообразовательных элементов.

Что касается дифференциации приставочных форм таких глаголов в экспрессивной речи, то у детей с ОНР наблюдались следующие ошибки: выпила – «попила», вымыла – «помыла», одевает – «надевает», или выражали законченность действия словами: одевается - «сам научился», оделась – «идет гулять» и т.п. Можем заметить, что для детей с ОНР сложнее выделить существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные - с другой стороны, а так же выделять оттенки значений. Другими словами корневую основу дети в основном дифференцируют, а подобрать более точный аффикс не могут. Дети без речевой патологии лучше владеют дифференциацией глаголов совершенного и несовершенного вида в экспрессивной речи, чем дети с ОНР (см. Таблицу 4).

Таблица 4

Сравнительный анализ состояния словообразования глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи

Группа/вид речи

Количество детей, имевших соответствующий уровень

Высокий уровень(1)

Выше среднего(2)

Средний уровень(3)

Ниже среднего(4)

Низкий уровень(5)

ЭГ импрессивная

экспрессивная

3

5

2

-

-

-

1

5

4

-

КГ импрессивная

экспрессивная

10

-

-

-

-

-

6

3

1

-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще о педагогике:

Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово – это такая единица язы ...

Виды заголовков
В связи с разнообразием заголовков их можно группировать, выделяя виды, образующие устойчивую традицию в истории литературы. В основу классификации А.В. Ламзиной положено соотношение заглавия с традиционно вычленяемыми компонентами произведения: тематическим составом и проблематикой, сюжетом, систе ...

Содержание работы по развитию лексикона дошкольников
На основе анализа результатов, полученных в ходе исследования, нами были поставлены следующие задачи: Расширять словарный запас. 1.Вводить в активный лексикон детей названия предметов, их качеств, свойств и действий (существительные, прилагательные и глаголы.) 2.Уточнять обобщающие понятия. 3.Расши ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru