Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

Страница 8

При исследовании возможностей словообразования глаголов от прилагательных в седьмом задании, можно заметить, что дошкольники с ОНР также испытывают большие затруднения по сравнению со сверстниками без речевой патологии. Можно отметить такие ошибки: краснеть – «красеют», «красновать», чернеть – «чёрная», «черенеть», стареть – «старый», наблюдались повторы задаваемых слов вслед за экспериментатором или ответы типа «я не знаю», «не могу сказать», не смотря на неоднократные возвраты к примерам, данным перед выполнением этого задания. Проведя сравнительных анализ исследуемых групп (таблица 7), видим, что ни один из дошкольников с ОНР не был на высоком уровне возможности словообразования глаголов этим способом, тогда как большая часть сверстников из контрольной группы (7 человек) имели высокие показатели. Это можно объяснить тем, что глаголы, образованные таким способом не частотны в речи, дошкольники с ОНР обладают недостаточными возможностями семантического сравнения, трудностями выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, бедностью активного словаря, по сравнению с детьми без речевой патологии. Также для того, чтобы образовать глагол от прилагательного, необходимо было изменить ударение (переносится на конец слова).

Таблица 7

Сравнительный анализ состояния словообразования глаголов от прилагательных

Группы

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

Экспериментальная

-

-

3

3

4

Контрольная

7

3

-

-

-

Обобщив результаты исследования возможности словообразования глаголов в импрессивной речи по первым пяти заданиям, можно увидеть, насколько у детей с речевой патологией уровень словообразования глаголов в импрессивной речи ниже, чем возможности словообразования в импрессивной речи у детей без речевой патологии (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Сравнительный анализ возможностей словообразования глаголов в импрессивной речи.

Проанализировав диаграмму, можем сделать вывод: дошкольники с ОНР находятся на более низком уровне словообразования в импрессивной речи, чем дошкольники без речевой патологии. Это можно объяснить бедностью пассивного словаря, особенностями развития внимания, мышления, памяти, недостаточных возможностях семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов; трудностями адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, проявляющихся в неправильном употреблении производного и производящих слов; недифференцированным пониманием значений аффиксальных словообразовательных элементов.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Еще о педагогике:

Клавиатура компьютера
В настоящее время основным устройством ввода информации в компьютер является клавиатура. С помощью ее клавиш можно вводить текстовую и управляющую информацию. Существует большое разнообразие видов клавиатур. Однако структура их и назначение клавиш одинакова. Клавиши и их сочетание позволяют выполня ...

Здоровьесберегающая образовательная среда как необходимое условие формирования здорового образа
Формирование здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды. Образовательная среда – это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования . Образовательная сре ...

Методы и формы контроля
Почему вместо контроля сегодня речь все больше идет о диагно­стике? Чем вызван пересмотр традиционных методов контролиро­вания? Это связано с набирающей силу гуманизацией учебно-вос­питательного процесса. Если в условиях авторитарного воспитания объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru