Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР

Страница 6

Рассмотрев два вида речи (экспрессивную и импрессивную), можно сделать вывод, что дошкольникам с ОНР сложнее дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида в экспрессивной речи, чем в импрессивной.

Цель пятого задания – выяснить уровень сформированности понимания и употребления возвратных глаголов. В ходе проведения первой части эксперимента (в импрессивной речи), можно было заметить, что понимают такие глаголы дети с ОНР довольно неплохо (ответы детей были в основном на уровне выше среднего, по сравнению со сверстниками без речевой патологии, которые находятся, в основном, на высоком уровне сформированости понимания таких глаголов). В то же время некоторые дошкольники с ОНР не смогли показать такие картинки как: «прячется», «одевается», «вытирается», или одна и та же картинка была подобрана к картинкам: «вытирает – вытирается». Это обусловлено тем, что дошкольники с речевой патологией имеют недостаточные возможности семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов, недостаточно хорошо дифференцируют значения аффиксальных словообразовательных элементов, по сравнению с детьми без речевой патологии.

Таблица 5

Сравнительный анализ уровня сформированности понимания и употребления возвратных глаголов

Группа/вид речи

Количество детей, имевших соответствующий уровень

Высокий уровень(1)

Выше среднего(2)

Средний уровень(3)

Ниже среднего(4)

Низкий уровень(5)

ЭГ импрессивная

экспрессивная

1

5

4

-

-

-

1

2

5

1

КГ импрессивная

экспрессивная

7

3

-

-

-

4

5

1

-

-

Что касается употребления возвратных глаголов, то можно было заметить такие ошибки, как пропуск словообразующего аффикса, употребление несоответствующего глагола: причесывает – « причесает», вытирает – «трет», «гладит», причесывается – «смотрится», одевается – «надевается» и т. д. Это можно объяснить несоблюдением формальных условий при образовании нового слова его звуковой, слоговой структуры, ударности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще о педагогике:

Сущность алгебраического метода решения текстовых задач
Под алгебраическим методом решения задач понимается такой метод решения, когда неизвестные величины находятся в результате решения уравнения или системы уравнений, решения неравенства или системы неравенств, составленных по условию задачи. Иногда алгебраическое решение задачи бывает очень сложным. ...

Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей де ...

Изучение уровня практического осознания элементов речи
Задания. Скажи одно слово. а) Произнеси один звук; б) Сколько звуков в слове «дом»? в) Назови звуки в этом слове. а) Скажи одно предложение; б) Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? в) Назови первое слово, второе, третье. Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru