В запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный. Руководствуясь этими факторами, Кохичко А.Н. предлагает использовать следующие виды заданий для работы над словами с непроверяемыми написаниями:
1. Задания для работы со словарём.
Выписать 5 слов, начинающихся с буквы К. Выписать слова с Ь в середине слова.
2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Это задание состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или данные на доске слова и по алфавиту и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
Так, учащимся даются слова с непроверяемыми безударными гласными: планета, диван, газета, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава. Школьники должны записать слова столбиками: в один столбик слова по алфавиту с гласной а, в другой - с безударной гласной о и т.д.
3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи.
Правильно прочитайте вслух слова: алфавит, магазин, цемент.
Составьте предложения с данными словами.
4. Выборочный диктант.
В.В. Ераткина указывает, что выборочный диктант является наиболее эффективным методом на исходном этапе в работе над непроверяемыми написаниями, так как обучает учащихся "умению различать, опознавать слова с такими написаниями".
Методика выборочного диктанта состоит в том, учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами.
5. Диктант по картинке.
На картинке изображены предметы, обозначаемые словами с непроверяемыми написаниями. Задача учащихся - обнаружить данные слова и записать их в тетради.
6. Диктант по памяти.
Учитель предлагает учащимся запомнить слова, записанные на доске, в течение определённого времени, после которого слова закрываются, и школьникам нужно воспроизвести их по памяти у себя в тетрадях.
7. Диктант с комментарием.
Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, один из учеников вслух комментирует правописание слова, остальные записывают.
8. Диктант с использованием загадок.
Этот метод стал особенно популярным в последнее время. Учитель зачитывает учащимся загадки, отгадками на которые являются «трудные» слова. Такие диктанты можно увидеть в книге О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой «Словарные слова» . Приведём примеры загадок из этой книги:
Рисовал я на бумаге
Ручейки, леса, овраги…
Оттого что рисовал,
Я поменьше ростом стал.
(Карандаш).
9. Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся.
Подберите однокоренные слова к словам "вокзал", "автомобиль", "трактор".
10. Творческие задания.
Вспомните пословицы, в которых встречаются слова "воробей", "железо" [26]
Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти.
Письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова. И для того чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым «орфографическим» его прочтением. Именно в этой форме он фиксируется речедвигательным аппаратом, сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма.
Н.С. Рождественский предложил для учащихся памятку для запоминания непроверяемых слов:
1. Внимательно прочитайте слово про себя и вслух;
2. Справьтесь о значении слова, если не знаете его;
3. Прочитайте слово по слогам и запишите его;
4. Подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить;
5. Проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам;
6. Подберите несколько родственных слов и напишите слово два - три раза.
Но этот приём, ориентированный на механическое запоминания правописании слов с опорой на комплекс анализаторов, имеет свои недостатки. Главный из них заключается в отсутствии сознательной работы со стороны ребёнка, что приводит к формированию у него привычки не вникать в смысл прочитанных слов.
«Приёмы обучения орфографии с опорой на механические виды памяти не позволяют учителю активизировать сознание учащихся в целях более эффективного усвоения ими значения слова, не позволяют школьникам осознать взаимосвязь семантики и правописания данной лексической единицы, а значит и причин современной её орфографии», - пишет О.Н. Лёвушкина [29]
К следующей группе приёмов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами педагоги и методисты относят мнемонические приёмы.
Мнемоника или мнемотехника (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций
Еще о педагогике:
Психолого-педагогические основы обучения
иностранному языку на начальном этапе
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят с ...
Основные подходы к конспектированию лекций
О том, как конспектировать лекции, нет единого мнения. Одни считают, что лекцию записывать необходимо, но только в самой общей, краткой форме, не воспроизводя содержания, ограничиваясь записью выводов, правил; законов, формул и т. п. Другие говорят, что этого недостаточно; с их точки зрения, необхо ...
Задачи и методы воспитания детей раннего возраста
Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей. В содержание воспитательной работы на раннем возрастном этапе детства входят следующие разделы: соблюдение установленног ...