4. Культурная направленность регионального компонента дошкольного образования представлена в виде структурно-функциональной модели, обеспечившей эффективность обновления регионального компонента дошкольного образования с учетом многонациональной среды детской группы. Теоретической основой модели выступили культурологический и личностно-деятельностный подходы. Структурно-функциональная модель регионального компонента дошкольного образования функционирует в соответствии с социальным заказом общества, целью и основными принципами построения образовательного процесса с учетом особенностей культурной среды детского сообщества. Структурно-функциональная модель регионального компонента дошкольного образования носит универсальный характер, может быть использована в национальных и многонациональных дошкольных учреждениях не только в Республике Башкортостан, но и в Российской Федерации.
5. Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад "Родничок" п.Чишмы Муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан. В данной поисковой работе приняли участие 16 детей
Проследили динамику изменения представлений и знаний о быте, фольклоре и традициях башкирского народа.
На начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей нами был оценен как низкий. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики работы по реализации регионального компонента переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.
Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
в-третьих, активного включения детей;
в-четвертых, использования развивающего потенциала различных форм народной культуры Башкортостана.
Эффективность использования региональных и федеральных программ обеспечивается комплексом взаимосвязанных условий: отбор Фольклорных произведений, интересных и доступных по содержанию и средствам языковой выразительности для восприятия и исполнения дошкольниками; применение поэтапной методики, обеспечивающей развитие художественного восприятия, освоение средств речевой выразительности и накопление вариативного опыта выразительного исполнения Фольклорных текстов; модульная организация развивающей среды, способствующая развитию интереса детей к исполнению произведений устного народного творчества.
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. В то же время, проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Перспективы дальнейшей работы мы видим в разработке программ по культурному образованию дошкольников, диагностических методик изучения культурной направленности личности дошкольников, в исследовании культурной компетентности дошкольников, в поиске новых педагогических условий реализации регионального компонента образования в системе «ДОУ – начальная школа».
Еще о педагогике:
Анализ воспитательного мероприятия. Воспитательное мероприятие
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой обучаемые под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру. Я провела в группе классный час на тему «Будьте милосердными» День проведения 15 марта. ...
Организация работы психолога
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости. Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, конс ...
Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей
В современном социуме большое значение имеет организации системы летнего отдыха детей и подростков. По нашему мнению, это не особая педагогическая система или методика – но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рацион ...