Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха

Статьи о педагогике » Дидактическая игра как средство развития слабослышащих младших школьников » Особенности игровой деятельности детей с нарушениями слуха

Страница 1

В жизни ребенка с нарушенным слухом роль игры не менее важна, чем для слышащего, для которого она является основой развития воображения, образного мышления и речевого общения.

А.А. Катаева и Г.Л. Выгодская отмечали, что снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказывается на становлении предметной и игровой деятельности. Более поздние сроки формирования действий с предметами обусловливают своеобразие и низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей. Не смотря на то, что дети с нарушениями слуха испытывают интерес к игре и охотно играют, их игры дольше, чем у слышащих задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают преимущественно хорошо знакомые бытовые действия.

Дети с нарушениями слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, преимущественно предметные действия. Не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей с нарушенным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления, очень сложно, так как слово длительное время было закреплено за одним предметом.

В развитии детей с нарушениями слуха игра должна выполнять не меньшую роль, чем в развитии их слышащих сверстников.

Дети с нарушениями слуха играют не менее охотно, чем нормально слышащие дети. Игры доставляют им большое удовольствие, обогащают их умственном, нравственном и других отношениях.

Однако наряду с этим игры детей с нарушениями слуха имеют ряд особенностей отличающих их от игр, нормально слышащих детей. Игры детей с нарушениями слуха, как и игры, нормально слышащих детей, отражают реальную действительность. Без работы, направленной на расширение опыта детей с нарушениями слуха, задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений.

Дети с нарушениями слуха не могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядно-действенные детально и педантично отражаются в их играх.

Для детей с нарушениями слуха типична склонность к педантичному буквальному отражению в игре действительности. Из-за задержки речевого развития способность к обобщению и творческому отражению действительности в игре оказывается весьма ограниченной. Поскольку у ребенка с нарушенным слухом отстают в развитии воображение, фантазия, он не может творчески войти в роль.

Для детей с нарушениями слуха характерно, что по мере овладения игровой деятельностью их игровые действия становятся более развернутыми, полными, начинают изобиловать подробностями, деталями. В то время как у нормально слышащих детей в результате развития игровой деятельности игровые действия становятся менее подробными, как бы "сворачиваются", сокращаются.

Многие исследователи игры обращали внимание на связь игровой деятельности ребенка с речью.

Недостатки развития смысловой стороны речи детей, с нарушениями слуха обобщающей и регулирующей функции слова проявляются в том, что слово не всегда определяет выполнение игровых действий.

В результате задержанного развития речи отстают в своем развитии и воображение детей с нарушениями слуха, необходимое для игры. Задержка речевого развития ребенка с нарушенным слухом мешает отвлечься от непосредственного воспринимаемого и затрудняет создание воображаемой игровой ситуации.

Без специального обучения умению играть игры детей с нарушениями слуха развиваются медленно и носят в основном процессуальный характер.

Правильно организованные и проводимые игры обычно рождают потребность в новых словах, которую воспитатель удовлетворяет.

Страницы: 1 2

Еще о педагогике:

Психолого-педагогическая деятельность. Психолого-педагогический анализ урока
Урок литературы, который я посетила, проводился для студентов факультета ««Преподавание в начальных классах». Преподаватель Лаптиева Л.Н. имеет большой педагогический опыт и пользуется заслуженным уважением студентов. Тема урока: «Возможно ли возрождение человека, совершившего преступление?» (по ро ...

Этиология дисграфий
Для выяснения причин дисграфии мы решили обратиться к исследованиям А.Н. Корнева. Он наиболее подробно проанализировал причины нарушения письма у детей и выделил 3 группы причин: 1. Конституциональные предпосылки (наследственность) – замедленные сроки созревания функциональных систем, которые обесп ...

Закономерности обучения
Общие закономерности процесса обучения характеризуются вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними, а также лаконичностью и точностью формулировок. К общим закономерностям процесса обучения относят: Закономерность цели обучения. Цель ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru