Историко-педагогические предпосылки гуманизма в воспитании

Страница 3

Средствами и методами нравственного воспитания, по К. Д. Ушинскому, является правильная организация труда и отдыха воспитанников, игра, воспитывающее обучение, обмен мыслями между наставниками и учениками, убеждения, моральные наставления.

Педагогическое наследие К. Д. Ушинского – очень важный источник осмысления ведущих идей теории и истории педагогики, философии и истории образования. По праву К. Д. Ушинского сегодня можно назвать основателем направления педагогической гуманистики в научной педагогике.

Л. Н Толстой – гениальный писатель, философ, педагог – теоретик и учитель – оказал огромное влияние на отечественную и зарубежную философско-педагогическую мысль. Он предложил новое философско-педагогическое решение образовательных проблем как феномена культуры, детства как особого мира, доказал неэффективность образования, построенного на насильственной передаче знаний и формирования мировоззрения.

Л. Н. Толстой создал свою теорию гуманистического воспитания, стержнем которого является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека в течение всей его жизни.

В 60-е гг. гуманистический призыв Л. Н. Толстого к уважению личности ребенка звучал особенно актуально. Он писал: «Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты, добра, которые мы носим в себе… Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».

Цель воспитания и образования, по Л. Н. Толстому,- способствовать развитию наибольшей гармонии качеств, которые ребенок несет в себе.

Взгляды Л. Н. Толстого на образование динамично развивались. Смысловым центром творчества была обращенность к духовно – нравственным вопросам становления человека. В 60 – 70 –е гг. в центре внимания Л. Н. Толстого находится проблема развития образования, изучение специфики деятельности учителя и учащихся. В 80 – е гг. выстраивается концепция образования и культуры на религиозно – нравственных основаниях.

В конце можно отметить, что русские просветители – гуманисты к середине XIX в., создали оригинальную концепцию отечественной педагогики, ясно осознавая значимость социально – педагогических ценностей в воспитании и обучении, обогащая педагогические традиции новизной решения вопросов воспитания.

На рубеже XIX и XX столетий идет активный процесс дальнейшего развития педагогических теорий и систем с новыми подходами к теоретическим, практическим проблемам воспитания и образования. Пересматриваются функции образования и воспитания. Впервые послереволюционные годы в тяжелых условиях гражданской войны педагогами – энтузиастами были созданы гуманистические воспитательные системы, добившиеся удивительных результатов в обучении и воспитании детей и подростков. Это «Школа жизни», организованная в Москве Н. И. Поповой, школа для беспризорных и трудновоспитуемых детей и подростков им. Ф. Достоевского в Петрограде во главе с В. Н. Сорокой – Росинским, школа - коммуна №1, созданная в Одессе С. М. Ривесом и Н. М. Шульманом, опытная стания по борьбе с беспризорностью О. В. Кайдановой. Деятельность педагогов была направлена на удовлетворение интересов детей, уважение к ним, развитие активности и самостоятельности. Основным звеном деятельности в школе было сочетание общественного воспитания с обучением.

К концу ХХ века гуманизм как общественное явление превратился в высокозначимый элемент гражданского общества практически всех демократических стран мира, он стал глобальным феноменом человечества, выражающим волю людей к достойной жизни и решимость мужественно встречать и отвечать на вызовы будущего.

В СССР в 70 – 80 –е годы большую роль в распространении гуманистических идей играло общество «Знание». Несмотря на жесткую политизацию просвещения со стороны идеологического отдела ЦК КПСС, десятки тысяч ученых, учителей, культурных работников вели масштабную просветительскую работу, моральной основой которой были не только специфические партийные императивы и принципы особого, пролетарского или социалистического гуманизма, сколько – фактически – общечеловеческие нравственные ценности. Впечатляющей была и издательская деятельность этого общества, выпускавшего брошюры по вопросам гуманистического мировоззрения и воспитания сотни тысяч экземпляров.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Анализ содержания школьных учебников по астрономии
Проанализируем более подробно содержание учебников Б.А. Воронцова-Вельяминова (2001), Е. П. Левитана (1994), А. В. Засова и Э. В. Кононовича(1993) и самоучитель Д. Моше ''Астрономия'', курс которого легко можно использовать и как учебник по предмету (ограничимся этими учебниками как наиболее часто ...

Методы и формы организации контроля на уроках русского языка
Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса. В практике работы школы при ...

Организация исследования и характеристика испытуемых
Данное исследование проводилось в детском саду №8 города Норильска с 10 сентября по 20 октября 2005 года с целью выявления особенностей словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи по сравнению со сверстниками без речевой патологии. В эксперименте участвовало 10 детей с нормал ...

Главные разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru