Современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы

Страница 1

Рассматривая современные подходы к развитию орфографической зоркости средствами словарной работы, мы опирались на опыт работы педагогов начальной школы. Учителя Калужской области, Дзержинского района, Латыпова Е.А. и Андросова Л.М. считают, что орфографическую зоркость эффективно тренировать через словарную работу. Словарная работа является основным средством обогащения словарного запаса школьников как в начальной, так и средней школы. По словам Л.В. Щербы: «Правильно составленный словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка».

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на три группы. В первую группу можно включить слова с непроверяемыми безударными гласными (ворона, малина), двойными согласными (класс, суббота), звонкими и глухими согласными (вокзал), непроизносимыми согласными (лестница). Во вторую группу включены слова, написание которых подчиняется правилам, которые изучаются только в средней школе. Это слова с чередованием гласных в корне (растение, гореть), сложные слова с соединительными гласными о или е (самолёт, путешествие), наречия (сверху, снизу, слева, справа), слова с гласными после шипящих в корне (жёлтый, чёрный, шофёр). К третьей группе следует отнести слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников (праздник).

При разработке системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний в большей мере, Е.А. Латыповой и Л.М. Андросовой учитывались не орфографические различия слов из разных групп, а общность способа их усвоения, принятого в начальной школе. Таким способом усвоения является запоминание орфографического облика каждого подобного слова. Максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учётом особенностей памяти учащихся.

Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ. Все приёмы работы можно условно разделить на три группы:

- приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания - написание слова;

- приёмы, направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания - значение слова;

- приёмы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи.

Выделяем следующие этапы системы:

Первичное восприятие группы слов.

Закрепление правописания группы слов.

Поверка усвоения правописания данных слов.

Орфографическую зоркость развивают средствами словарной работы, следующими целями:

Раскрытие смысла и значение каждого изучаемого слова;

Отработка правильного произношения и написания таких слов;

Развитие навыки работы со словом и умения употреблять их в устной и письменной речи.

Слова с непроверяемыми написаниями педагогами использовались при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания, в творческих и контрольных работах. Ученики имеют индивидуальные словарики. В основном работа со словарём проходит коллективная, а со второго полугодия 2 класса и далее коллективная форма сочетается с индивидуальной. Все слова, рекомендуемые для изучения, разделены на тематические группы. Далее, подробно раскрыт каждый этап работы со словарным словом.

Этап первичного восприятия является наиболее важным, так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с данными словами бессмысленной. Работа по предъявлению новых слов проводится следующим образом:

1. Рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку, установление значения этого предмета;

2. Проговаривание слова с детьми хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;

3. Чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании.

4. Решение орфографических задач, например: какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? можно ли проверить эту букву?

5. Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме заполнить;

6. Подбор ознакомительных слов указывается на единообразное написание в корнях, составление словосочетаний и предложений;

7. Подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Организация психолого-педагогического обучения шестилеток
Проанализировав некоторые образовательные программы обучения и развития детей шести лет и основываясь на полученные в ходе диагностики результаты, можно сделать вывод, что программа, разработанная академиком Л.В. Занковым, более приемлема для обучения данной группы детей. Во-первых, богатство содер ...

Содержание работы по развитию мелкой моторики и зрительно–двигательной координации на формирующем этапе
В течение одного года мы проводили с детьми старшего дошкольного возраста (40 человек) естественный эксперимент, задачи которого заключались в следующем: 1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом: – развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; – развивать точ ...

Особенности организации учебного процесса
Кредитная система обучения – образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов. Кредит – унифицирова ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru