Историко-педагогические предпосылки гуманизма в воспитании

Страница 2

Следующим этапом развития гуманизма в истории образования, можно назвать XVII – XVIII вв. Ян Амос Коменский – выдающийся представитель мировой науки в гуманитарной области знания. Он был общественным деятелем, реформатором, преобразователем школьного дела в ряде стран Европы. Он был философом, разрабатывающим гуманистические основания совершенствования общества и человека, создателем педагогического учения, которое составляет, целую эпоху в развитии теории и практики воспитания, образования, обучения. Значительное место в учении Коменского занимают проблемы нравственного воспитания. Здесь в полной мере находят свое выражение гуманистические, демократические идеи.

Опираясь в содержании и организации нравственного воспитания на гуманистические, демократические основания, Коменский выдвигает требования воспитания чувства любви и уважения к человеку, подлинно человеческих отношений между людьми. Коменский считал, что школа должна стать «кузницей гуманизма», очагом воспитания человечности, и достигаются в ней эти цели, если в самой школе господствует доверие, взаимное уважение, справедливость, вежливость. Здесь важно увидеть и оценить стремление Коменского как бы повернуть все дело воспитания, образования, обучения к подготовке подрастающего человека к восприятию, пониманию, принятию целостной картины мира, мира культуры, мира человека. В его системе человек – это главная ценность. Он есть цель воспитания, критерий его успешности, все богатство, все содержание.

Творения Ж. Ж. Руссо за последние более чем 200 лет интересовали всех, кто мыслил. Даже его ошибки и парадоксы встречали интерес и понимание. Его могли не любить, но считали наставником. Он покорял своим гуманизмом, демократизмом, человеколюбием. Взгляды Ж. Ж. Руссо на цели, задачи, методы воспитания сыграли большую роль в развитии педагогики конца XVIII-начала XIX в. Ж. Ж. Руссо много думал о будущем человеческого общества, для него неприемлемо существующее общество, он отрицает феодальный строй с его лживостью и бедностью и защищает общество «свободы, равенства, братства». Ж. Ж. Руссо считал, что цель воспитания определяется на основе теории естественного права, т. е. права личности на свободу, которую она умела бы защищать. Руссо не доверял воспитание обществу, т. к. оно уродует человека и не достигает цели. Целью же воспитания является воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы ни от кого не зависел, а жил бы плодами своего труда, ценил бы и умел защищать свою свободу, уважал свободу других. Ж. Ж. Руссо обосновал идею естественного свободного воспитания. Естественное воспитание – это воспитание сообразно с природой; необходимо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности: « Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», - писал Руссо. И еще, Руссо считал, что каждый ребенок рождается свободным – это его естественное право, а поэтому не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, т. к. это насилие над личностью. Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами – в этом прогрессивность его идеи свободного воспитания. В конце можно сказать, что Ж. Ж. Руссо трактовал воспитание как основное средство в деле преобразования общества. Высоко ценил роль

воспитателя в формировании личности ребенка, требовал, чтобы он не изнеживал его, а действовал сообразно естественному ходу развития детской природы.

XIX век в России – это была эпоха творчества многих выдающихся людей, сделавших своим трудом огромный шаг вперед к созданию подлинно научной педагогики и вхождению ее в мировую педагогическую культуру, здесь можно отметить несколько представителей гуманизма: К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого.

К. Д. Ушинский считал, что каждый человек от природы стремиться к свободе, к самореализации личностного потенциала, своих возможностей, своей воли, желаний. Обосновывая свой взгляд на воспитание, образование, К. Д. Ушинский исходит из следующего положения: если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях. Цель воспитания, по Ушинскому, - воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.

Страницы: 1 2 3 4

Еще о педагогике:

Изучение свойств определенного интеграла с помощью физических моделей
При изучении интеграла существенным является отбор свойств, которые необходимо знать ученикам. Их должно быть достаточно для рассмотрения приложений интеграла и в то же время не должны вводиться свойства, без которых можно обойтись в дальнейшем. Доказательство свойств при разных подходах к введению ...

Программное обеспечение компьютера
Для работы аппаратного обеспечения компьютера необходим набор инструкций - программ. Программа - последовательность команд для обработки информации, составленная человеком на языке, понятном компьютеру. Программы составляются специалистами - программистами, а выполняет команды процессор. На компьют ...

Финансово-экономическая деятельность
Доходы учреждения складываются из двух источников: - бюджетное финансирование из областного бюджета -внебюджетные средства (доходы от предпринимательской и иной (родительская плата) приносящей доход деятельности, благотворительных взносов). Рис. Использование бюджетных средств педагогический опыт о ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru