В современную эпоху формирования информационной цивилизации проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными. Тем более актуальны проблемы образования для России, сделавшей за последние столетия невидимый скачок в преодолении неграмотности, создавшей систему общеобязательного обучения.
Актуальной темой философии образования в последние время стала проблема выявления специфики воспитания, когда прослеживается противоречие между воспитанием как необходимостью и свободой личности. Весьма интересным здесь видится противопоставление гуманистического и авторитарного воспитания. В работах современных исследователей эта тема приобретает методологическую окраску, т.к. за последние годы в отечественной педагогике появились новые модели образовательного – воспитательного компонента, по-прежнему сохраняется необходимость в общетеоретической конструкции, которая гармонично сочетала бы ценности духовной культуры и педагогического опыта, интеграцию и дифференциацию научного знания.
Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и сформулировать новые ценности и идеалы образования.
Если обратиться к истории возникновения гуманистического подхода в образовании, то ярче всего первые ростки гуманизма обнаружились в греко-римской культуре, особенно в Афинах (V век до н.э.). В этой же связи можно напомнить имена Платона, Аристотеля, Августина, Я. Коменского, Ж. Ж. Руссо, которым человечество обязано осознанием культурно – исторической ценности образования. Целый период в истории философской мысли даже называл себя Просвещением.
Немецкая философия ХIX века в лице И. Канта, Ф. Шлейермахера, Гегеля, Герберта, В. Гумбольдта выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности и ее самосознания, предложила пути реформирования системы и школьного, и университетского образования.
Таким образом, идеи гуманизма разделяли и разделяют многие люди. Это делает гуманизм не только мировоззрением отдельного человека, но и общественным явлением.
Гуманизм принимают и практикуют многие люди, тем самым, превращая гуманизм в программу социальных преобразований, в моральную силу, в широкое и международное культурное движение.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть основные подходы гуманистического образования.
Поставленная нами цель предполагает решение следующих задач:
1.рассмотреть историко-педагогические предпосылки гуманизма в воспитании.
2.выявить общедидактические подходы к гуманизации образования.
3. проанализировать современные концепции гуманистического подхода в воспитании.
Еще о педагогике:
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта
Прежде чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Ощущения и восприятия. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соло ...
Речевые автоматизмы и развитие речи в онтогенезе
Согласно учению Н. А. Беренштейна (1947) об уровнях мозга и их иерархии, высшие психические функции (ВПФ) человека представляют собой континуум, расположенный между полюсами "сознание (мысль) — автоматизм". Несмотря на то, что моделью для описания закономерностей эволюции психической деят ...
Результаты исследования словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
В данной главе излагаются результаты исследования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Проведенный нами качественно-количественный анализ результатов позволил установить степень развития этого процесса у дошкольников с ОНР, сопоставить эти данные с возможностями д ...