Целесообразно направить внимание студентов на то, чтобы в дальнейшей работе по курсу они стремились дополнять, «дописывать» конспект, возвращаясь к нему по мере ознакомления с литературой, с учебником.
Значительный материал для этой цели могут дать практические и лабораторные занятия, а также учебная и производственная практика.
Таким образом, одни конспективные записи могут быть расширены, пополнены, а другие уточнены. Это поможет обобщающей работе студента.
Студентам следует указать на нецелесообразность переписывания конспектов даже в тех случаях, когда внешне запись выглядит недостаточно удовлетворительно, некрасиво.
Если лектор при чтении лекций придерживается учебника или определенных доступных студентам учебных пособий, конспектирование мало полезно даже для таких студентов, которые без конспектирования не смогут осмыслить содержание лекции. В этом случае, несомненно; следует делать лишь резюмирующую краткую запись лекции.
Воспроизведение в конспекте чертежа, рисунка лектора на доске в большинстве случаев целесообразно, в особенности если лектор показывает постепенное, последовательное развитие какого-то процесса, явления и т. п. Очень хорошо также «набросать» в конспекте схему постановки продемонстрированного в аудитории опыта или записать выводы, вытекающие из него.
Студентам следует рекомендовать выработать систему конспектирования лекций; нелишне в виде примеров привести возможное сокращение и условное обозначение различных терминов и наиболее распространенных слов и понятий. Эта система у каждого студента может быть своеобразной; у одних этих сокращений будет больше, у других — меньше. Студентам следует разъяснить, что конспект — это только вспомогательный материал для самостоятельной работы, он ни в коем случае не должен подменять собою книги, учебника, учебного пособия.
В качестве вывода по данной работе можно назвать необходимый минимум требований к конспектированию лекций: конспектирование лекции должно быть реализовано минимальными средствами, чтобы студент мог внимательно слушать и уяснить по ходу лекций их содержание, но в то же время чтобы в дальнейшем материал лекции студент мог воспроизвести в памяти по сделанной им записи. Таким образом, конспектирование лекций – проблема не только педагогическая, но и психофизиологическая, так как связана с механизмами памяти.
Еще о педагогике:
Стандарт: инновационность и преемственность
В результате скоординированной работы появился проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (ФГОС) - принципиально новый для отечественной школы документ, потребовавший глубокого анализа и синтеза накопленного опыта, современных перспективных ...
Содержание основных понятий теории проблемного обучения: "проблемное
обучение", "проблемная ситуация", "проблема", "учебная
проблема"
Проблемное обучение не является абсолютно новой дидактической системой. Опытными педагогами всегда использовались элементы творческого поиска обучающихся при овладении разными отраслями знаний. Разработка идей проблемного обучения в конце прошлого века стала реакция на "пассивные" методы ...
Исторический смысл гуманистической педагогики
Смысл изменения системы воспитания - в ее гуманизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда становление личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека. Гуманистическое воспитание, предстоит утв ...