Культура письма при конспектировании лекций

Статьи о педагогике » Конспектирование и культура письма » Культура письма при конспектировании лекций

Страница 1

В современных условиях, как известно, более широко практикуется конспектирование, ведущееся одновременно со слушанием лекции. Такое конспектирование, если оно правильно поставлено и не является самоцелью, имеет известное вспомогательное значение для студентов.

Конспектирование является средством развития умственных способностей студентов. Однако этим его значение не исчерпывается.

Правильно поставленное конспектирование с учетом особенностей предмета, задач лекции и индивидуальных особенностей и навыков каждого студента содействует развитию и укреплению внимания студентов, а также привлечению его к предмету каждой лекции. Имея в виду необходимость записи, студент быстрее «настраивается» на слушание лекции и сосредоточивается на ее содержании, на последовательности изложения вопроса лектором.

Некоторые психологи утверждают, что студент, записывающий лекцию, дольше "сохраняет работоспособность в течение учебного дня. Это утверждение, по-видимому, не лишено основания, так как студент приобретает более активное состояние, содействующее его успешной работе.

Выработка правильного подхода студентов к конспектированию во многом зависит от лектора. Прежде всего, он должен предостеречь их от дословной записи, так как нельзя одновременно внимательно слушать лекцию, обдумывать и записывать ее. Даже яри условии владения стенографией дословная запись оказывается механической, так как в большинстве случаев лектор читает лекцию со скоростью не менее 70 слов в минуту.

Студент, владеющий стенографией, обычно записывает лекцию с такой же скоростью. Следовательно, практически он будет иметь время только для записи лекции, На восприятие же содержания в целом у него не будет времени, особенно если иметь в виду, что одновременное слушание и конспектирование требуют распределения внимания, причем большая его часть, как правило, должна идти на слушание, а меньшая — на запись (правда, в разные моменты лекции это соотношение может меняться). Если материал недостаточно понят, сознательно записывающий студент будет продолжать слушать лекцию и запишет его только по уяснении изложенного вопроса. Поэтому дословная запись лекции, если она и удается, — это, в сущности, запись для будущей подготовки студента к экзаменам, в лучшем случае — для прочтения конспекта дома.

Дословная запись не позволяет ни понять, ни тем более усвоить лекционный материал. Если бы потребовать от студента, старающегося вести дословную запись, составить резюме лекции, так советовал И.П. Павлов, он вряд ля сможет это выполнить без внимательного прочтения конспекта, несмотря на то, что работал во время лекции с большим напряжением.

Наиболее правильная рекомендация для студентов сводится к тому, чтобы они, прежде всего, внимательно слушали лекцию, стараясь понять ее содержание и кратко записывать по ходу лекции основные, важнейшие научные положения и выводы. При этом качество конспекта в значительной мере будет зависеть от индивидуальных особенностей восприятия и памяти студентов.

Часть из них сможет идти от слушания лекции по определенным более или менее законченным разделам к краткой записи их основного содержания или выводов своими словами; для них это и будет резюмирующей записью, которую рекомендовал И.П. Павлов, с той, однако, разницей, что процесс мыслительной переработки полученных знаний в этих условиях будет очень кратким. Студент здесь в большей мере будет следовать за лектором, чем думать самостоятельно.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Точное терминологическое и словесное описание стойки на голове с согнутыми ногами
Стойка на голове с согнутыми ногами выполняется из различных исходных положений и различными способами (толчком ног, силой, махом одной и толчком другой). При выполнении из упора присев толчком ног или силой поставить голову на верхнюю часть лба, прийти в стойку на голове и руках в группировке, уде ...

Условия создания эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении
Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка". Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, ...

Уровни и формы осуществления методической деятельности
Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывает процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преп ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru