Исторический смысл гуманистической педагогики

Смысл изменения системы воспитания - в ее гуманизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда становление личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека.

Гуманистическое воспитание, предстоит утвердить в школе, призвано выступить преемником лучшего из культурного наследия, при этом важно отбросить то, что было создано людьми в целях формирования человека – средства, но сохранить то, что способствует возвышению личности. В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: личностный подход в воспитании (признание личности развивающегося человека высшей социальной целью; ориентация на личность результат и показатель эффективности воспитания; опора в воспитании на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса).

Педагогическое наследие веков содержало в себе ряд фундаментальных гуманистических идей, которые оказали определяющее влияние на гуманистический поиск конца XIX – начала XX столетий. Уже в V в. до н.э. Сократ рассматривал воспитательный процесс с точки зрения организации саморазвития человека, пробуждения заложенных в нем от рождения активности и творческого начала. Сократ словом и делом доказал, что подлинная образованность может развиться только личного духовного усилия человека, связанного уже с имеющимся у него опытом.

Последующие эпохи существенно обогатили сложившуюся уже в Древней Греции гуманистическую педагогическую традицию, которая, а полном объеме нашла выражение в XVII в., в трудах Яна Амоса Коменского. Коменский увидел педагогический идеал в самом человеке, реализующем свои природные дарования, и трактовал образование как способ развития этих дарований. Воспитатель должен выявить то, что “в зародыше” заложено в ребенке, следовать за постепенно “вызревающей” природой человека, регулировать индивидуальное развитие нравственными ценностями, стремиться “уравнять всех людей высокой культурой”.

Гуманистический заряд педагогики Я.А. Коменского остался не реализованным. Западная цивилизация, вступившая на путь развития индустриального общества, все более ориентировалась на механистическое мировоззрение. Это способствовало утверждению взгляда на человека как на продукт воспитания и обучения, становления которого определяется внешними влияниями.

Эта педагогическая позиция еще в XVII была раскритикована Жан-Жаком Руссо. Ж.Ж. Руссо доказал, что воспитатель, осуществляя педагогические функции, ни в коем случае не должен навязывать свою волю ребенку; он должен лишь способствовать естественному росту ребенка, создавать условия для его развития, организовывать ту воспитывающую и обучающую среду, в которой ребенок сможет накапливать жизненный опыт, обретать самостоятельность и свободу, реализовывать свою природу.

Во многом опираясь на идеи Ж.Ж. Руссо, а тек же на тезис И. Канта о том, что человек при всех обстоятельствах должен быть целью, а не средством, Иоганн Генрих Песталоцци видел в воспитании помощь развивающемуся человеку в овладении культурой, в самодвижении к совершенному состоянию. Воспитание – это помощь природе ребенка; это помощь саморазвитию заложенных в человеке сил и способностей. Воспитание, по Песталоцци, должно заложить в каждом человеке чувство собственного достоинства и свободы. При этом он придавал большое значение приобщению детей к опыту предшествующих поколений: суть образования состоит в постижении ребенком принципов познания и способов познавательной деятельности. Только оно и способно обеспечить реальное развитие творческого потенциала человека. Воспитание, таким образом, превращается в способ обеспечения личностной независимости.

Однако в XIX в., когда капиталистические отношения стали всеохватывающими и сформировалась цивилизация буржуазного типа, массовое образование и связанная с ним педагогическая идеология базировались на совершенно иных принципах. Они ориентировались на изолированного индивид, обучаемого и воспитываемого с помощью стандартных, одинаковых для всех методов и средств.

Еще о педагогике:

Педагогические условия развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: 1. Обосновать выбор педагогических условий, способствующих развитию внимания и наблюдательности первоклассников. 2. Описать критерии уровней сформулированности внимания у первоклассников. Мы утверждали, что проведение экскурсий во внеурочное время будет способст ...

Как педагогическая наука связана с другими науками о человеке
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагоги­ки от других наук — причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности прак ...

Общая характеристика учреждения
-Тип образовательного учреждения – образовательное учреждение дополнительного образования детей. -Вид образовательного учреждения – Центр дополнительного образования. -Организационно-правовая форма Учреждения – государственное учреждение. Лицензия: Серия РО № 011743, регистрационный № 4089 от 31.12 ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru