Культура письма при конспектировании лекций

Статьи о педагогике » Конспектирование и культура письма » Культура письма при конспектировании лекций

Страница 2

Опыт показывает, что некоторая часть студентов вообще не в состоянии сразу перейти от слушания к немедленной и быстрой записи основного содержания лекции хотя бы и по небольшим разделам. Им необходимо более строго и последовательно следить за мыслью лектора, воспроизводя не только содержание, но и структуру лекции, записывая при этом хотя бы отдельными или даже неполными, недописанными словами главнейшие доказательства, приводя наиболее важные факты, указывая источники и т. п.

Каждое записанное таким образом слово приобретает для студентов особую ценность. Это вполне понятно, так как сознательно сделанная краткая запись часто является обобщением значительного комплекса мыслей.

Не менее важной частью работы студента в процессе конспектирования является запись возникающих при слушании лекции своих мыслей, вопросов, соображений, новых фактов, доказательств и т. п.

Существует даже мнение, что в процессе лекции часто следует записывать не содержание ее, а те соображения, которые появляются у студента по поводу лекции. Особую ценность при этом могут представлять записи, отражающие отношение студента к содержанию лекции, его оценку тех или иных научно-теоретических положений, доказательств и т. п. Это мнение не лишено оснований, особенно если по данному предмету есть учебник, позволяющий восстановить конкретное содержание лекции.

Конечно, далеко не каждый студент все это может выполнить без ущерба для понимания материала лекций в целом.

Студентам, затрудняющимся, хотя бы в краткой записи своих мыслей, следует отмечать в процессе записи соответствующие места конспекта раз и навсегда установленными значками, своеобразными «сигналами» на полях конспекта или в тексте. Иногда достаточно поставленного вопроса, восклицательного знака, или одного - двух слов, чтобы напомнить о возникавших в процессе слушания мыслях.

Однако такие «сигналы» полезны только тогда, когда студент сможет вернуться к ним тотчас после лекции, лучше всего здесь же в аудитории или в крайнем случае в день слушания лекции дома, расшифровав их для себя и выразив в дополнительной записи с достаточной ясностью, так, чтобы можно было ими воспользоваться в дальнейшей самостоятельной работе по учебнику или учебному пособию.

Следовательно, эти записи — не что иное, как материал для резюмирующей работы студента, без которой конспективная запись лекции обесценивается.

Очень важно для конспектирующего правильно выбрать момент записи. В его задачу прежде всего входит понять основной смысл очередного сравнительно небольшого по объему и законченного в изложении лектора раздела лекции. Выбор момента часто облегчается знакомством с манерой чтения лектора, с его системой построения лекций, а иногда и с планом лекции, если он дается заранее или отчетливо вырисовывается при чтении лекции.

Конспектирующий должен выбрать такой момент для записи, когда с очевидностью можно определить, что лектор переходит к новому вопросу или разделу. В процессе этого перехода, когда лектор обычно пользуется некоторыми связующими словами и фразами или дополнительными комментариями к прочитанному разделу, запись может быть сделана наиболее удачно, без ущерба для дальнейшего понимания лекции.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Характеристика детей, принимающих участие в экспериментальной работе
Экспериментальная работа проходила в 1 "А" классе специальной (коррекционной) школе-интернат II вида №22 центрального административного округа города Москвы в период с 01.04.2008 по 24.04.2008, всего в классе пять детей: два мальчика и три девочки. Таблица № 1 Имя Возраст Дата поступления ...

Методическая система: понятие и виды
Технология обучения часто отождествляется с методикой преподавания. Однако ряд авторов разграничивают эти понятия. Чаще всего «под термином «методика» в литературе принято понимать совокупность способов преподавания». Однако в «настоящее время сложились два понятия методики преподавания: в узком см ...

Организация работы по формированию нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала
На следующем этапе мы приступили к формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных ценностных ориентаций и углублению знаний истории и культуры родного поселка. Как было сказано выше, дети экспериментальной группы очень редко проводились экскурсии за пределы детского сада. Перед нам ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru