Методические подходы к развитию детского декоративного творчества

Страница 4

Условно разделим игры на несколько групп - на те, которые:

помогают различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам ("Найди лишнее", "Художественный салон");

сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора ("Домино", "Узнай элемент узора");

знакомят с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии ("Составь узор", "Разрезные картинки").

Большое значение имеет просмотр и анализ детских работ. Следует помнить, что для просмотра нужно выставлять на стенде, доске, столе, все детские работы. Рассматривать и анализировать созданные детьми рисунки, лепку, аппликацию следует на каждом занятии. Анализ должен проходить при самом активном участии детей; педагог вопросами, вступительными и заключительными словами направляет детскую деятельность. Обсуждение работ надо проводить живо, эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики изображенных детьми предметов и явлений, подчеркнуть их выразительность.

Программа "Радуга" выдвигает идею о том, что при восприятии произведений искусства не нужно стремиться к массовому охвату детей. Кратковременный, но доверительный разговор с двумя-тремя детьми может оказаться гораздо эффективнее, чем беседа со всей группой. Речь идет о том, что произведения искусства можно размещать на полочке. Полочку нужно расположить на уровне глаз детей, сказать детям, что эта полочка не простая, а волшебная. На ней будут появляться очень красивые предметы и вновь исчезать. Поэтому надо успеть их рассмотреть.

На занятии, по мнению составителей программы "Радуга", рабочих мест должно быть столько, сколько детей в группе. После полдника или ужина столы покрываются клеенкой и на них располагаются все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а также коробки с природным материалом, клей, ножницы и т.д. Каждый ребенок изображает то, что для него интересно и эмоционально значимо, поэтому для работы надо отбирать достаточно широкое содержание, в рамках которого каждый ребенок найдет для себя что-то интересное, близкое и понятное ему одному.

В пособиях Г.В. Швайко к "Детство" высказано мнение о том, что осознанное овладение детьми средствами композиционной выразительности в сюжетном рисовании достигается путем выполнения трех серий заданий, каждое из которых включает различные комбинации правил и приемов композиции, доступных для детей дошкольного возраста.

Первая серия включает правила и приемы композиции, используемые как способ выделения главного смыслового центра, ритм повторов и ритм чередований, выбор положения формата листа в соответствии с характерными признаками главного объекта изображения, выбор удачного масштаба изображения, создание композиционного равновесия, использование фона, контрастность цвета.

Вторая серия включает правила и приемы воссоздания детьми в рисунке впечатление движения: использование ритма, ассиметричное построение рисунка, диагональное построение рисунка, применение характерной для движения пластики.

Третья серия объединяет приемы композиции, передающей трехмерность пространства: правила выделения переднего, дальнего и среднего плана, введение фронтальной и диагональной перспективы. Предлагаемый детям вариант композиционного решения обуславливается определенным содержанием и преподносится в качестве средства выразительности. Поочередность серий определяет последовательность ознакомления детей с конкретными правилами и приемами композиционной выразительности.

В младшем возрасте основным выразительным средством детских рисунков является ритм. Этому способствуют задания, которые включают знакомые детям игровые действия, то есть предусматривающие дополнение рисунка, созданного воспитателем. Во второй младшей группе детям целесообразно предлагать задания, в которых та или иная форма многократно повторяется, а сама тема рисунка обусловливает использование выразительного средства композиции. В среднем дошкольном возрасте задания предусматривают выделение главного смыслового центра сюжетного рисунка второстепенными объектами, связанными по смыслу. В старшем возрасте детям желательно предлагать рисунок, в котором они должны будут создать ассиметричную композицию, смещая движущийся объект вправо или влево, чтобы воссоздать пространство для его движения. При этом детей необходимо ознакомить с элементарными приемами воздушной и цветовой перспективы.

В программе "Детство" предлагается объединение изобразительных занятий в циклы на основе единой тематики, общности персонажей, сходства способов изображения или одного и того же вида народно-прикладного искусства. Предлагается работа со схемами, которые применяются детьми для передачи разных движений персонажей, составления композиций из сюжетных рисунков и аппликаций, выполнение декоративных узоров. В подготовительной группе детям почти на каждом занятии предоставляется выбор в содержании изобразительных работ (два-три варианта), в композиции, в подборе цвета или способах изображения, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и творческих способностей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Профессионализм и профессиональная компетентность
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая ...

Биологические предпосылки нарушений психического развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Можно установить существенные различия между детьми, воспитываемыми в семьях и в закрытых детских учреждениях по биологическому и социальному анамнезам. В настоящее время, говоря об общей детской популяции, приходится констатировать, что до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около ...

Формы организации уроков трудового обучения посредством техники оригами
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность? В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.) ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru