Методические подходы к развитию детского декоративного творчества

Страница 3

Интересная работа может развернуться летом, когда дошкольники основное время проводят на воздухе. В игровой обстановке они могут создавать предметы под впечатлением увиденных растений и насекомых.

Детское творчество интенсивно обогащается, если воспитатель использует на занятии поэзию, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает развитию воображения. Функция слова очень велика, она способствует образному восприятию увиденного чужими глазами. Когда дети рисуют на темы литературных произведений, воображение играет ведущую роль. Очень подходят народные сказки: они доступны детям, рождают живые образы, фантазии. Действия в сказке развертываются непрерывно и плавно, ритмические повторы слов замедляют это движение и подчеркивают переход от одного эпизода к другому. Для рисунка выбирается один какой-нибудь эпизод, который легче организуется пространственно.

Знакомство детей с народными орнаментами, формирование у них некоторых приемов народной росписи вызвали бурное развитие декоративного творчества детей. Относительно простая изобразительная основа орнамента позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-световой композиции рисунка. Усвоенные композиционные формы многократно повторяются с вариантами в области света или расположения деталей, устанавливается четкая последовательность нанесения одного элемента за другим, в результате чего закономерно вырастает целое. Современный способ украшения вещи отводит нас от орнамента и приближает к выделению конструкции вещи, либо к ритмичному расположению рисунка. Можно полагать, что соединение декоративного ритма с изобразительной деятельностью или с конструктивным выделением частей может быть близко детям.

Музыка, так же как и слово, помогает уточнению и рождению образа. Лучше давать контрастные темы. Если у ребенка при слушании музыки зародился в голове образ и ему захотелось его воплотить, то это будет проявлением творчества.

Не умея наблюдать, ребенок не имеет материала для размышлений, а без размышления невозможно никакое творчество. Чтобы научить детей относиться более сознательно к пространственной композиции рисунка, Е.А. Флериной было предложено располагать изображения в разных положениях. Необходимо развивать познавательные потребности детей, чтобы они не выросли интеллектуально пассивными. Наблюдения в природе помогают детям изображать насекомых, мелких животных и птиц.

Такие наблюдения нужно подкреплять рассматриванием иллюстраций в книгах, открыток. Все наблюдения воспитатель комментирует, давая детям необходимые сведения о строении рассматриваемого объекта. В свободное время дети могут лепить то, что им хочется. Эту мысль словно завершает предложение Т.С. Комаровой о том, что дети должны не просто смотреть на объект, а уметь увидеть его художественные достоинства, которые предстоит изображать. Но, чтобы ребенок понял, чем красив тот или иной предмет, педагог сам должен чувствовать, видеть прекрасное в жизни (наблюдать с детьми за явлениями природы). Такого рода наблюдения можно проводить с разными объектами. Умение созерцать красоту очень важно для развития детского творчества. Недаром Л.С. Выготский сказал: "Обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки".

Е.А. Флерина начала учить детей технике рисунка, композиции узора, способам изображения, развивать их наблюдательность. После этого появились заметные сдвиги в развитии художественных способностей. Стало ясно, что детей надо учить.

В работах Т.С. Комаровой звучит тема игры как метода. Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. Важное место занимает сюжетно-ролевая игра. Связь ее с изобразительной деятельностью выражается в создании предметов для игры, отражении игровых сюжетов в аппликациях, рисунках, лепке. Нельзя не сказать и об игре драматизации, так как они строятся по мотивам литературных произведений. Чтобы игра прошла успешнее, дети могут подготовить самостоятельно декорации, детали костюмов, маски. Важную роль играют подвижные игры. Их содержание легко передать не только в рисунке, но и в аппликациях. Сам характер игры стимулирует к передаче героев в движении. Фактически в каждой возрастной группе можно отбирать сюжеты игр, доступные для изображения. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка. Мы можем назвать значительное число различных дидактических игр, способствующих художественному развитию дошкольников. Однако рассмотрим лишь те, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Причины необъективности педагогической оценки
Проведенное специальное изучение показывает, что знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учащихся оказывается весьма значительным. Плохая организация контроля знаний стала одной из причин деградации ...

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых отметок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя, увлечение “процентоманией”, субъективность выставляемых отметок. С ...

Методы изучения личности ребенка в педагогическом процессе
Педагог обращает внимание на интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого педагог может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности ребенка. Такие методы гармони ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru