Особенности декоративной композиции

Страница 5

Контраст. Каждая вещь обладает рядом несхожих качеств и признаков, противоречивых сторон. Их различие или противоположность называют контрастом. Контраст усиливает ощущение разницы между предметами, их частями или признаками и поэтому является средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета - на отдельные части. Это дает возможность выделять из группы нужный предмет, нужную часть в нем или нужное качество и признак.

Контраст, выделяя части предмета, обнажает его структуру, делает ее зримой. Это помогает понять ту органическую связь между частями, которая образует диалектическое единство противоположностей, выступающее в виде этого предмета. Таким образом, контраст является средством, выражающим красоту мира в единстве, согласованности, гармонии всех его форм, и средством передачи их противоречивости.

Сложность и разнообразие предметного мира породили множество видов контраста, таких, как величинный, цветовой, светлотный, конструктивный, фактурный, контраст форм, движения и пр. Контраст возникает при сопоставлении, например, большого и маленького, как в картине В. Васнецова "Богатыри", где противопоставляются крупномасштабные фигуры богатырей и маленькие деревца первого плана. Здесь величинный контраст помог художнику выделить фигуры богатырей, выразить их силу, готовность отразить нашествие на Русскую землю, их величие и эпическую мощь.

При сопоставлении разных по светлоте, цветовому тону и насыщенности цветов возникает цветовой контраст. Контрастное цветовое сочетание получают, сопоставляя разные по светлоте цвета, например ахроматические (черный и белый), ахроматические и хроматические (черный и желтый), хроматические (фиолетовый и зеленый) '. Цветовые контрасты хорошо заметны на большом расстоянии, почему многие из них применяются для сигнализации в морском деле, на дорожных магистралях, при окраске машин и технических установок. Контрастное сочетание возникает также при сопоставлении цветов, разных по тону, например хроматических взаимно дополнительных (красного и зеленого), хроматических теплых и холодных, выступающих и отступающих (красного и синего). Теплые цвета обладают способностью приближать предмет, а холодные - отдалять его. Поэтому такие цвета назвали выступающими и отступающими. Контрастом теплых и холодных, выступающих и отступающих цветов пользуются в живописи для передачи объемности формы и освещенности, глубины пространства. В декоративно-прикладном искусстве сочетание теплого и холодного оживляет окраску поверхности, на которой небольшие вкрапления противоположного цвета создают мерцание, горение, вспыхивание отдельных частей. Сочетанием теплого и холодного можно добиться отделения узора от фона.

Нюанс. Контрастное сочетание признаков делает предмет очень заметным, но оно быстро утомляет глаза, препятствует длительному рассматриванию предмета, в силу чего в наших представлениях остается на первом плане не самое главное в предмете - содержание, а форма, внешний вид. Для характеристики предмета как целостного и гармоничного организма в его форме должны быть отмечены согласованность и соразмерность частей, их родство и подобие. В этом и заключается роль и выразительная сущность нюанса. Нюанс, как и контраст, может проявляться в форме, величине, движении, конструкции, светлоте, фактуре, цвете.

Таким образом, художественная композиция картинной плоскости и декоративная композиция, несмотря на различия, имеют ряд сходств. Это ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, контраст, нюанс. Эти сходства имеют место быть, потому что декоративная композиция является частью художественной композиции, входит в ее состав, является ее видом. Художественная композиция является общим понятием, а декоративная композиция - частным. В данной работе нас больше интересует декоративная композиция.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще о педагогике:

Взаимодействие с семьей как главный способ приобщения родителей к участию в образовательном процессе
Если раньше детский сад рассматривался многими семьями лишь как выход из затруднительного положения, то сегодня уже мало кто сомневается в его воспитательной роли. Можно предположить, что родители должны только радоваться той педагогической работе, которая в настоящее время проводится в детских сад ...

Личность в концепции гуманистического воспитания
Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее характеристики. В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения ...

Диагностическая модель исследования нарушений речевого развития у детей
Теоретически обоснована и экспериментально разработана трехуровневая диагностика нарушений речевого развития у детей. Первый уровень диагностического исследования предполагает обоснование и реализацию психодиагностического комплекса, направленного на изучение психического развития ребенка, и на осн ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru