Особенности декоративной композиции

Страница 2

Цельность композиции зависит и от содержания. Показать отдельное явление помогает одноплановая композиция, которая нередко применяется в портрете.

Сложное историческое, жанровое или природное явление обычно требует многоплановой композиции. В этом случае персонажи размещаются на разном удалении друг от друга (и соответственно от зрителя). Создавая иллюзию глубины пространственной среды, художник стремится "втянуть" зрителя в картину, сделать участником изображенного явления, выделить главную фигуру, полнее раскрыть типические черты во всех действующих лицах и окружающей предметной среде, придать всему изображенному жизненную наглядность и тем самым усилить эмоциональную реакцию зрителя на развернутую перед ним ситуацию.

В истории изобразительного искусства получила известность так называемая фризовая композиция, используемая для показа течения жизни во времени, последовательного развития события. Здесь все фигуры размещаются в пределах длинной полосы, как буквы в строчке, одна за другой. Они связаны друг с другом и смыслом, и движением, и ритмом.

Работая над композицией, художник строит ее с таким расчетом, чтобы в первый же момент восприятия картины завладеть вниманием зрителя, вызвать у него повышенный интерес к ее содержанию. Этот эффект первого впечатления формируется эмоциональными возможностями формата, опорных линий, размеров произведения, его колорита и фактуры живописного письма.

Формат непосредственно воздействует своей массой и протяженностью. Высокий формат ведет взгляд зрителя по вертикали, так как в основе расположения композиции лежит вертикальная опорная линия, заставляющая думать о духовно чистом и высоком, о величии и вечности.

Размер художественного произведения также оказывает определенное воздействие на зрителя. В произведении крупного формата он стремится найти большое содержание, решение больших общественно важных задач и монументально-величественных образов. В малоформатных произведениях чаще всего раскрываются интимные, бытовые и лирические темы. Содержание произведения требует определенного размера. Без учета соответствия темы и размера картина теряет свою выразительность и силу.

Выделение главного - важная композиционная задача. Найти главную фигуру помогают также жесты и движения персонажей, направление их взглядов, линии перспективы, которые часто называют ведущими линиями: они приковывают внимание зрителя к главному герою и тем выделяют его.

Выразительным средством выделения служат свет и светлотный контраст. В этих же целях широко применяется и цветовой контраст.

Одним из композиционных средств в раскрытии характеристики персонажей может быть точка зрения, устанавливающая отношение между зрителем и изображенным явлением. Если художник строит композицию, пользуясь низкой точкой зрения, то есть ставит себя в положение человека, смотрящего снизу вверх, то изображаемая фигура приобретает черты монументальности, возвышенности, величия. Высокая точка зрения, напротив, открывает широкое пространство, в котором можно показать событие с участием массы людей. Высокая точка зрения придает изображенному эпический характер.

Знание композиционных особенностей и закономерностей, открытых поколениями художников, помогает понять, как строится целостный организм произведения, какими специфическими средствами создается художественный образ, какими возможностями обладает изобразительное искусство, чтобы воздействовать на ум и чувства людей. Знание композиционных средств и приемов способствует развитию творческих способностей, активизирует творческую деятельность. Композиционные средства не придумываются художником. Они открываются ему в живой, реальной действительности через глубокое, внимательное постижение жизни. Жизнь дает темы, сюжеты, типы, группировки, жесты, мимику, характеры, то есть содержание и форму. Ясно, что постоянно изменяющаяся противоречивая действительность требует новых форм выражения конкретного жизненного материала этой действительности, новых композиционных решений, соответствующих данному сюжету. Поэтому настоящий художник в каждом произведении выступает в качестве первооткрывателя нового композиционного решения темы. Поэтому искусство всегда ново, интересно и неповторимо. Композиционное творчество во многом опирается на развитую зрительную память и образные представления, сложившиеся в процессе эстетического и познавательного освоения реальности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Профессиональные обязанности социального педагога
В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления — это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность. Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка (подростка), а также к координации деятельности различных ведомственных сл ...

Основные методические требования к составлению и использованию опорных конспектов при изучении психологии в ВУЗе
В соответствии с принципом системности обучения работу преподавателя над созданием опорного конспекта можно разделить на три этапа: 1) этап обобщения; 2) этап укрупнения; 3) этап фиксирования созданной структуры содержания. На первом этапе происходит осмысление содержания преподаваемого материала: ...

Методика формирования пространственного мышления учащихся основной школы при построении модели к задачам
В нашей стране обучение математике сложилось таким образом, что около 40% содержания всего материала учебников по математике для начальной школы составляют текстовые задачи. И значительная часть времени на уроках математики отводится решению. Поэтому осуществление направленности этой части уроков н ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru