Особенности декоративной композиции

Страница 2

Цельность композиции зависит и от содержания. Показать отдельное явление помогает одноплановая композиция, которая нередко применяется в портрете.

Сложное историческое, жанровое или природное явление обычно требует многоплановой композиции. В этом случае персонажи размещаются на разном удалении друг от друга (и соответственно от зрителя). Создавая иллюзию глубины пространственной среды, художник стремится "втянуть" зрителя в картину, сделать участником изображенного явления, выделить главную фигуру, полнее раскрыть типические черты во всех действующих лицах и окружающей предметной среде, придать всему изображенному жизненную наглядность и тем самым усилить эмоциональную реакцию зрителя на развернутую перед ним ситуацию.

В истории изобразительного искусства получила известность так называемая фризовая композиция, используемая для показа течения жизни во времени, последовательного развития события. Здесь все фигуры размещаются в пределах длинной полосы, как буквы в строчке, одна за другой. Они связаны друг с другом и смыслом, и движением, и ритмом.

Работая над композицией, художник строит ее с таким расчетом, чтобы в первый же момент восприятия картины завладеть вниманием зрителя, вызвать у него повышенный интерес к ее содержанию. Этот эффект первого впечатления формируется эмоциональными возможностями формата, опорных линий, размеров произведения, его колорита и фактуры живописного письма.

Формат непосредственно воздействует своей массой и протяженностью. Высокий формат ведет взгляд зрителя по вертикали, так как в основе расположения композиции лежит вертикальная опорная линия, заставляющая думать о духовно чистом и высоком, о величии и вечности.

Размер художественного произведения также оказывает определенное воздействие на зрителя. В произведении крупного формата он стремится найти большое содержание, решение больших общественно важных задач и монументально-величественных образов. В малоформатных произведениях чаще всего раскрываются интимные, бытовые и лирические темы. Содержание произведения требует определенного размера. Без учета соответствия темы и размера картина теряет свою выразительность и силу.

Выделение главного - важная композиционная задача. Найти главную фигуру помогают также жесты и движения персонажей, направление их взглядов, линии перспективы, которые часто называют ведущими линиями: они приковывают внимание зрителя к главному герою и тем выделяют его.

Выразительным средством выделения служат свет и светлотный контраст. В этих же целях широко применяется и цветовой контраст.

Одним из композиционных средств в раскрытии характеристики персонажей может быть точка зрения, устанавливающая отношение между зрителем и изображенным явлением. Если художник строит композицию, пользуясь низкой точкой зрения, то есть ставит себя в положение человека, смотрящего снизу вверх, то изображаемая фигура приобретает черты монументальности, возвышенности, величия. Высокая точка зрения, напротив, открывает широкое пространство, в котором можно показать событие с участием массы людей. Высокая точка зрения придает изображенному эпический характер.

Знание композиционных особенностей и закономерностей, открытых поколениями художников, помогает понять, как строится целостный организм произведения, какими специфическими средствами создается художественный образ, какими возможностями обладает изобразительное искусство, чтобы воздействовать на ум и чувства людей. Знание композиционных средств и приемов способствует развитию творческих способностей, активизирует творческую деятельность. Композиционные средства не придумываются художником. Они открываются ему в живой, реальной действительности через глубокое, внимательное постижение жизни. Жизнь дает темы, сюжеты, типы, группировки, жесты, мимику, характеры, то есть содержание и форму. Ясно, что постоянно изменяющаяся противоречивая действительность требует новых форм выражения конкретного жизненного материала этой действительности, новых композиционных решений, соответствующих данному сюжету. Поэтому настоящий художник в каждом произведении выступает в качестве первооткрывателя нового композиционного решения темы. Поэтому искусство всегда ново, интересно и неповторимо. Композиционное творчество во многом опирается на развитую зрительную память и образные представления, сложившиеся в процессе эстетического и познавательного освоения реальности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о педагогике:

Причины необъективности педагогической оценки
Проведенное специальное изучение показывает, что знания одних и тех же учащихся оцениваются по-разному различными преподавателями и расхождение в значении отметок для одной и той же группы учащихся оказывается весьма значительным. Плохая организация контроля знаний стала одной из причин деградации ...

Анализ практического применения методики обучения решению текстовых задач алгебраическим способом
Итак, задачи (в широком смысле этого слова) играют огромную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставят перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю жизнь. Мышление человека главным образом состоит из постановки и ...

Организационные требования к построению пространства кабинета информатики
В данном параграфе мы рассмотрим, как организационные требования к построению пространства кабинета информатики влияют на успешное обучение в школе. В настоящее время информатизация общества и образования выступает в качестве средства интенсификации процесса обучения, совершенствования его форм и м ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru