Борьба за реализацию всеобщего обучения

Страница 1

Центральной задачей перестройки советской школы на военный лад было обеспечение всеобуча. Составной его частью являлась эвакуация многих школ из прифронтовых районов. В 1941 г. с этой целью из западных областей СССР на Восток перебазировали около 600 школ. Тысячи детей были эвакуированы в Алтайский край, Кузбасс, Омскую, Новосибирскую и другие области нашей страны. С детьми приезжали учителя, воспитатели, дошкольные работники. Всем давали приют и питание. Взрослых трудоустраивали, а детей зачисляли в школы, открывали для них детдома и интернаты.

Весь комплекс вопросов эвакуации, приема и устройства детей в интернатах получил государственно-правовую основу в ряде правительственных документов. Важнейшим из них явилось постановление Совнаркома СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Оно явилось обобщением разработанных и изданных ранее Наркомпросом Российской Федерации руководящих документов и инструкций. Среди них следует выделить общее положение об интернатах при неполных средних и средних школах, правила внутреннего распорядка дошкольных и школьных интернатах, примерные режимы общежития в интернатах разного типа, образец титульного списка для регистрации и учета этих учреждений, их штатные расписания и т.д.

Реализация всеобуча проходила в трудных условиях и затруднялась многими обстоятельствами: мобилизацией учителей в армию, использованием школьных зданий военными госпиталями, нехваткой учебного инвентаря, значительным оттоком учащихся из школ, иными причинами. Для решения этих проблем правительство приняло ряд мер.

Вначале войны Наркомпрос дал органам народного образования конкретные указания по учету всех детей школьного возраста на их территории, в том числе и прибывших в порядке эвакуации. Разрешалось открывать дополнительные классы и школы, специальные общеобразовательные школы, где дети находились на полном государственном обеспечении. В отдельных случаях допускалось создание однокомплектных начальных школ в населенных пунктах, насчитывающих не менее 15 детей школьного возраста и отдаленных друг от друга на 3-5 километров.

Особый контроль велся за учениками, покидающими школы. Причины были самые разные: выезд родителей, поступление в специальные учебные заведения, трудоустройство, отсутствие одежды и обуви, загруженность домашней работой, болезнь. Все отражалось в годовых отчетах органов народного образования.

В апреле 1942 г. состоялось межобластное совещание руководителей некоторых областных (краевых) отделов народного образования и Наркомпросов АССР, а затем последовали распоряжения Народного комиссариата просвещения РСФСР. Эти меры и ряд других мобилизовали органы местной власти, школьную администрацию комсомол, родительскую общественность на борьбу с отсевом учащихся из школ, неполным охватом детей всеобщим обучением. В школы РСФСР вернулось 360 тыс. учащихся. В 1942-43 учебном году отток учеников из общеобразовательных учреждений значительно сократился. Этому во многом способствовала активная позиция учительства. Педагогические коллективы разрабатывали и осуществляли систему мер, обеспечивающих эффективную работу с семьями. Она состояла из следующих конкретных дел: систематической поверки микрорайона школы, изучения домашних, условий детей, постоянной материальной помощи нуждающимся ученикам из фонда всеобуча и фонда военкомата, обучение больных на дому. Учителя приходили к больным детям после учебного дня, проверяли домашнее задание, объясняли новый материал, давали задание для самостоятельной работы. К больным детям, обучающимся на дому, прикрепляли пионеров и комсомольцев, которые в порядке шефства помогали выполнять домашние задания.

И все же осуществление всеобщего обучения приходилось реализовывать с огромными трудностями. Партийные органы требовали от отделений народного образования проведения конкретных мер по решению проблемы всеобуча. Основные из них – создание в школах фондов материальной помощи, обеспечение школьников (в первую очередь детей фронтовиков) одеждой и обувью, организация школьных буфетов и горячего питания учащихся, поддержание элементарных гигиенических условий в школьных помещениях, для обеспечения ученике школьными принадлежностями.

Страницы: 1 2 3

Еще о педагогике:

Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической деятельности
Артикуляция звуков С, С’, З, З’, Ц. прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков С, С’, З, З’, Ц надо знать их правильную артикуляцию. Артикуляция звука С: Губы – не напряжены, растянуты, как при улыбке. Зубы – сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык – кончик ...

Идея школы Амонашвили
Педагогика по Амонашвили поражает, как свежий воздух на пороге школы, когда после уроков выходишь из ее сутолоки и духоты. Но педагогика и должна быть экологически чистой, по убеждению Шалвы Александровича, в отличие от загрязненной – силовой. – Мы все соработники у Бога. Воспитывая ребенка, мы сот ...

Меры по предупреждению эмоциональных и речевых нарушений у детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Как уже было неоднократно отмечено выше, отсутствие или слабость ранних вокализаций, неполноценность стадий гуканья, гуления и лепета, отсутствие привязанности к взрослому у депривированных детей на первом году жизни влекут за собой устойчивые дизонтогенетические нарушения речевого и эмоционального ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rumschool.ru